01.12.2022 18:16
Власть

Как работает банно-прачечный поезд в зоне спецоперации

Текст:  Николай Грищенко (Донецкая Народная Республика)
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (8921)
Маршрут этого уникального поезда - военная тайна. На вагонах нет табличек с названиями городов, а пассажиры - только солдаты и офицеры. На вооружении этого эшелона Центрального военного округа нет артиллерийских орудий и пулеметов.
Читать на сайте RG.RU
Минобороны показало кадры работы уникального железнодорожного банно-прачечного поезда

Боевая задача поезда в другом - обеспечить в чистом поле бойцам комфортные условия для жизни и отдыха: здесь они могут попариться в бане, постричься в парикмахерской, постирать вещи, поесть горячей пищи, а в мастерских починить вещи и снаряжение.

- Впервые поезда материально-технического обеспечения появились в годы Русско-японской войны начала XX столетия, - рассказывает с интонациями заправского гида начальник группы электроавтоматики подполковник Сергей Александров.

В меню, которое утверждается командиром поезда, обязательно горячая пища, мясо, каши, макаронные изделия, сок. Все рассчитывается строго по норме

Для современного банно-прачечного железнодорожного комплекса более всего подходит выражение "город на колесах". Например, его электростанция может обеспечить энергией небольшой населенный пункт.

- Представьте в зоне боевых действий, где нет ничего, кроме холода и стужи, появляется состав, который способен сразу обеспечить светом, теплом и водой до 1000 частных домов. Электричества хватит для одновременной работы 2000 стиральных машин и 3000 электрофенов. В автономном режиме мы способны обеспечить трехразовое питание, помывку, стирку и дезинфекцию более одной тысячи военнослужащих в сутки и свыше одной тонны вещевого имущества, - говорит Александров.

Единственный в мире поезд МТО обслуживает бойцов в ЛНР

Помогают военные и мирному населению, запитывая электричеством объекты гражданской инфраструктуры.Проходим по составу и поражаешься тому, насколько здесь все продумано. В душевом вагоне индивидуальные кабинки. Вместо шарнирных кранов - кнопки с дозатором: нажимаешь, и порция горячей воды льется три минуты. Всего на помывку отводится 15 минут. Перед водными процедурами можно посетить парикмахерскую.

В вагоне, который в шутку называют рестораном, каждому бойцу выдают три блюда. Сервируют здесь, кстати, по-особому - кружки и тарелки ставят таким образом, чтобы при еде звездочка с надписью "Армия России" смотрела на человека.

- В меню, которое утверждается командиром поезда, горячая пища, мясо, каши, макаронные изделия, сок. Однако хочется разнообразить меню и потому изобретаем новые блюда. Можем даже торт соорудить, - объясняет начальник столовой сержант Максим Суменков.

Боевое "зубило": армия России получила необычные бронебойные патроны

Об изобретательности военных свидетельствует стенгазета - стены столовой украшены фотографиями, фельетонами и карикатурами. Черно-белые картинки, отпечатанные на принтере, сменяются детскими рисунками. Это подарки до подшефных воспитанников Лутугинского детского дома.

- Директор детдома попросила помочь починить оборудование. Приехали с инструментами и все починили, потом продуктами и вещами помогли. Скоро поедем, поможем облагородить территорию и детскую площадку сделаем. Нам, солдатам любая мирная работа в радость. Ведь воюют не только пушки и снаряды, победит быт и порядок. Какая армия принесет с собой мирную жизнь и спокойствие, то к ней потянется население, - считает командир поезда, майор Степан Тарпанбаев.

А еще бойцы банно-прачечного поезда помогают наладить быт солдатам на передовой. Техники поезда изготавливают для пехотинцев печки-буржуйки. Причем делают печи трех модификаций под разные виды топлива - дрова или солярку. Выпускают буржуйки даже с водонагревом, такая печка работает по принципу самовара. В ассортименте - уличные обогреватели и тепловые пушки.

С первого дня СВО уникальным банно-прачечным поездом пройдено около 1000 километров. Баней и прачечной воспользовались порядка 30 тысяч военнослужащих.

Армия Минобороны