Этот этап, безусловно, дает дополнительный контроль, повышает качество, но, с другой стороны, это дополнительная инстанция, которую нужно пройти, отмечает Захаров. Поэтому было принято решение, что Ростехнадзор оставит за собой право регистрации ввода лифта, но остальные процедуры с марта 2023 года возложат на управляющую организацию (УО). Тем более что за последние годы существенно поднялся уровень ответственности как фондов капремонта, так и управляющих компаний и ТСЖ, говорит эксперт.
УО обязана будет собрать все документы, такие же, как сейчас, испытать лифт, монтажная организация должна сдать все документы, фонд капремонта - принять документы, проверить, подписать - и владелец лифта выпускает акт ввода в эксплуатацию и везет этот комплект документов в Ростехнадзор, чтобы поставить лифт на учет. Ждать инспектора не придется.
Важно, что владелец лифта вправе привлечь себе в помощь специализированную организацию, которая будет обслуживать лифт, говорит Захаров: "Мы на этом настаивали, чтобы управляющая компания не оставалась один на один с техникой, чтобы в помощь ей были профессионалы, которые это обслуживают".
Между тем постоянно проверять состояние уже функционирующих лифтов Ростехнадзор сейчас не может - с июля 2021 года в рамках правовой гильотины ведомство лишилось таких возможностей. Сейчас эксперты могут выйти на лифт, только если прокуратура возбудила проверку по какому-то факту и пригласила Ростехнадзор в комиссию в качестве технических специалистов. Ожидается, что эта проблема тоже решится в ближайшие месяцы.
"С учетом общего сложного состояния в этой части у нас нет права пускать ситуацию на самотек. Кто-то должен следить за тем, как обслуживают лифтовое хозяйство, - говорит председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. - Сейчас своевременное и качественное техническое обслуживание лежит на плечах и совести управляющих организаций и ремонтных контор, где специалисты без должной подготовки, а запчасти могут быть сомнительного качества".
В Госдуме рассматривается законопроект, который должен вернуть Ростехнадзору полномочия по контролю за действующими лифтами. Ожидается, что он будет принят в ближайшее время.
До февраля 2025 года по всей стране нужно заменить 93,6 тысячи лифтов, отмечал недавно Пахомов в своем telegram-канале. Из них 66,9 тысячи уже перевозят жителей с истекшими сроками службы, а еще у 26,7 тысячи этот срок закончится к 2025 году. При этом в планы замены по региональным программам капремонта включено 45,8 тысячи лифтов. Включено, но достаточных средств на эту работу нет, подчеркнул Пахомов. Такими темпами больше половины этих сложных технических устройств будут возить жителей и после 2025 года. На замену лифтов в ближайшие три-пять лет требуется около 360 млрд рублей, но в программах капремонта на эти работы заложена лишь четверть от этой суммы.
Недавно Общественный совет минстроя разработал новую схему финансирования замены лифтов. Предполагается, что региональные власти будут субсидировать часть стоимости, а жители при необходимости поднимут размер взносов на капремонт. При этом подрядчики, чтобы сохранить свою организацию и обеспечить работой сотрудников, готовы предоставлять жителям беспроцентную рассрочку на половину стоимости работ по замене лифтов на срок до 5 лет, заверяют эксперты. Завышения стоимости лифта при этом не предполагается.
Однако участники рынка довольно скептически отзываются о таком механизме, в частности очень сложно убедить жителей принять на общем собрании решение об увеличении взносов, а в случае его принятия платежеспособность собственников может снизиться.
7 декабря в 13.00 в редакции "Российской газеты" пройдет круглый стол "Замена лифтов и контроль за их безопасностью. Проблемы и решения" с участием представителей Минстроя, Ростехнадзора, Ассоциации региональных операторов капитального ремонта, Национального лифтового союза, депутатов Госдумы.
Вопросы можно задать по электронной почте: zavtrak@rg.ru