- Филиал Исторического музея открыт в особняке, который был построен в ХIХ веке купцами Белолипецкими, продававшими муку. В здании, где располагается выставка, тогда были магазин, торговая контора и жилые покои семьи. А в начале ХХ века здесь даже организовали купеческий клуб, - рассказывает куратор выставки Татьяна Петрова. Именно поэтому в Туле - попав в родную стихию - портреты из коллекции ГИМа заиграли иначе, чем в родных стенах (музей обладает самой большой в России коллекцией купеческого портрета анонимного авторства). Почти у каждого портрета читаем: "неизвестный художник". Дело в том, что изначально купцы обращались не к профессионалам с академической выучкой, а к местным ремесленникам и даже вывесочникам, но чаще всего - к иконописцам. Поэтому первые портреты нередко относят к парсунной живописи - темный фон, статичные позы, тщательно выписанные детали костюма.
- Купцам очень нравилось соответствие иконе или парсуне, - продолжает Татьяна Петрова. - Эти портреты создавались для вечности, чтобы сохранить лик человека в поколениях.
Иногда загадка таилась не только в имени художника, но и в сюжете. Так, например, исследователи долго не могли понять, что происходит на небольшой жанровой картине, где за накрытым столом сидят девушки, прикрывая один глаз платком или веером. Позже выяснили - это традиция в день смотрин, существовавшая в тверском городе Торопце. На невесту приходили смотреть "одним глазком".
Понять, как на самом деле выглядели настоящие купчихи, помогают экспонаты из коллекции музея - роскошный шелковый салоп и праздничный костюм, подчеркивающие достаток и дородность обладательницы, богато расшитые кокошники, перстни и серьги самых разных размеров и форм. Но далеко не каждая купчиха могла позволить себе мерлинскую шаль. Две мастерицы изготавливали ее в течение полутора лет, а стоила эта невероятно тонкая работа 12 тысяч рублей (для сравнения годовая зарплата врача в начале ХIХ века - 200 рублей). Конечно, этот статусный элемент находил отражение и в живописи - иркутская купчиха Баснина на портрете именно в такой. Откуда такие деньги? Торговля китайским чаем. А какое купечество без чаепития? В витрине блестит боками самовар "парадного фасона", изготовленный тульскими мастерами, а вокруг - чашки, блюдца...
В следующем зале увидим портрет из коллекции Тульского музейного объединения. На нем - владелец крупнейшей тульской самоварной фабрики Баташев. Рядом с ним - видные предприниматели и меценаты своего времени: братья Бахрушины, Алексей Абрикосов, Павел Рябушинский, Варвара Хлудова. Со временем купцы превратились в столичную аристократию, да и портреты им рисовали именитые мастера - Серов, Маковский, Перов...
- Здесь уже нет грани между портретом купеческим и дворянским, важны не детали костюма, которые показывают статус и богатство, а психологизм, индивидуальность человека, - отмечает куратор. Меняется и облик: модный сюртук по фигуре, трость, часы, бумажник - таков дресс-код купца в конце ХIХ - начале ХХ века. Выставка открыта до 27 марта 2023 года.
Филиал Исторического музея в Туле уже объявил планы на следующий год. Так, весной в Музейном квартале откроют две выставки - "Драгоценные ордена" и "Николай II. Семья и престол". А будущей осенью - "Ars botanica. Растительные мотивы в искусстве первой половины XIX века" и "Шедевры Императорского Стекольного завода XIX - начала XX вв.".