При этом Россия уже неоднократно официально заявляла, что не будет поставлять нефть странам, которые присоединятся к потолку цен. Но уровень этого "потолка" для нас важен. От него, несомненно, будут отталкиваться покупатели нашей нефти в других странах. И чем будет ниже предельная цена российской нефти, указанная ЕС и "Большой семеркой", тем большие скидки захотят получить импортеры нашего сырья.
По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, оптимальным для России был бы потолок цен на нефть в 65 долларов за баррель - с учетом того, что его нижняя потенциальная граница составляет 30 долларов за баррель.
Родионов уточняет, что, начиная со следующего года, в России будет отменено бюджетное правило, согласно которому поступления по налогам на добычу углеводородов и пошлинам на экспорт нефти при ее цене более чем 40 долларов за баррель направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Ценовой рубеж ежегодно индексировался на 2%, однако базовый уровень нефтегазовых доходов рассчитывался из цены на нефть. Теперь же им станет заданная величина нефтегазовых поступлений - 8 триллионов рублей. Для сравнения: нефтегазовые доходы бюджета по итогам первых десяти месяцев 2022 года составили 9,79 триллиона рублей, притом, что средняя цена нашей нефти марки Urals за этот период достигла 79,5 доллара за баррель.
Согласно проектировкам Минэкономразвития, заложенным в федеральный бюджет, средняя цена Urals в 2023 году составит 70,1 доллара за баррель, добыча нефти достигнет 490 миллионов тонн, а экспорт - 250 миллионов тонн. Для сравнения: в докризисном 2021 году добыча и экспорт нефти достигли 523,7 миллиона тонн и 231 миллиона тонн соответственно. То есть регуляторы рассчитывают на увеличение экспорта, даже несмотря на запрет импорта нашей нефти со стороны ЕС. При таком оптимистичном сценарии это принесет 8,94 триллиона рублей нефтегазовых доходов. Соответственно, при цене на нефть в 65 долларов за баррель объем нефтегазовых доходов будет близок к базовому - 8 триллионов рублей, поясняет эксперт.