01.12.2022 19:08
Власть

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий использовать в рекламе иностранный алфавит

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (8921) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №277 (8925)
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий использовать в рекламе иностранные алфавиты. Непозволительным станет все, кроме кириллицы.
В случае принятия законопроекта Sale исчезнут с наших улиц. / Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

В случае если предложение будет принято, придется забыть о старых добрых SALE. Все черные и любые другие пятницы будут проходить исключительно по-русски. То есть с нашими буквами. При этом нормы проекта не распространяются на фирменные наименования и товарные знаки, прошедшие государственную регистрацию. Так что какой-нибудь SuperТовар останется таким, как и был. При условии, если есть справка из Роспатента.

Документ внесли в Госдуму двое сенаторов. Инициаторы проекта напоминают, что, согласно действующему закону, государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

"Однако в настоящее время в российской рекламной среде преобладают иноязычные элементы, - подчеркивают разработчики проекта. - Нередко русское название передается полностью латиницей, встречаются примеры слов, в которых происходит замена части букв кириллического алфавита буквами латинского алфавита. При этом графический и фонетический облик русского слова искажается".

Возможно, кому-то кажется, что это пустяки. Мол, какая разница, какие буквы, когда всем все понятно. Однако эксперты считают, что вопрос серьезный: таким образом, по буковке, по словечку, размывается культурное пространство. Слово за слово, так и себя можно потерять, считают сторонники инциативы.

Лингвист Максим Кронгауз: Можно контролировать объем латиницы в рекламе, но запрещать ее - это неоправданный шаг

"Принадлежность к обществу и культуре определяется в первую очередь языком и письменностью. Через графику текста человек осознает, к какой культуре он относится, шрифт становится стержнем культурного кода, - говорится в пояснительной записке. - Кириллическая письменность - это основа нашего культурного кода, которая дает возможность сохранить самобытность в условиях активного продвижения мировой массовой культуры. Защита кириллицы важна для сохранения целостности российского государства. Зрительное опознавание знаков привычного кириллического алфавита играет объединяющую роль в социуме".

Другие эксперты считают, что инициативу нужно доработать. Например, необходимо предусмотреть какие-то исключения, полагают правоведы. Ведь будет неправильно, допустим, закрашивать иероглифы, продавая сувенирные самурайские мечи. Так что в ходе обсуждения проекта в парламенте в него могут быть внесены коррективы, убирающие излишние крайности. С одной стороны, засилье иностранных букв плохо. С другой - суши без иероглифов вроде как и не суши.

"Проявление какой-то внутренней ущербности, даже плебейства". Почему в центре старой Москвы три четверти вывесок на чужих языках

Внутренняя политика Госдума