Вадим Заусаев, доктор экономических наук, профессор, Хабаровский край:
- Сама идея создания полюсов роста на Дальнем Востоке правильная, однако сегодня нужно два-три таких центра, не больше. Необходимо делать акценты, разделять поддержку депрессивных регионов и создание районов по-настоящему опережающего развития.
Главная проблема для бизнеса в ДФО - дороговизна производства, неконкурентоспособность выпускаемой продукции. Чем больше добавленная стоимость, тем выше расходы. Наши расчеты показали, что льготы ТОР позволяют снизить издержки всего на 6-12 процентов. И это в то время, когда производство у нас в полтора-два раза дороже, чем в западных регионах России.
Поэтому я считаю, что сегодня необходимо ввести льготный режим налогообложения на всей территории Дальнего Востока, полностью освободив дальневосточный бизнес от федеральных налогов. Остальные налоги должны идти в местные бюджеты.
Одновременно нужно создать, как я уже сказал, две-три территории действительно опережающего развития, где будут введены дополнительные преференции. В данном случае речь идет о снижении тарифов на электроэнергию, газ и нефтепродукты, а также об уменьшении ставок по банковским кредитам. Государственные монополии должны прежде всего поддерживать бизнес, а не извлекать собственную выгоду, только тогда этот механизм станет действительно рабочим.
Андрей Коваленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей, Сахалинская область:
- Я полностью поддерживаю инициативу Юрия Трутнева и считаю, что у предпринимателей должны быть равные конкурентные условия. Кстати, еще когда создавали первые ТОРы на Сахалине, я говорил, что их режим необходимо распространять не на отдельные территории, а на всю область.
Возьмем, к примеру, внутренний туризм. Подразумевается, что территории опережающего развития дают толчок к развитию всей инфраструктуры, а это и гостиницы, и кафе, и рестораны. Наш ТОР "Горный воздух" - горнолыжный курорт, расположенный в Южно-Сахалинске. Так почему же нельзя с использованием преференций режима ТОР строить не только на самих склонах, но и у подножья горы, и по всему городу?
Сергей Новиченко, руководитель общественной палаты Забайкальского края:
- Если инициатива вице-премьера будет реализована, это как минимум сократит "пробег" при принятии решений о включении в ТОР того или иного проекта. Сегодня все работает так: подается заявка, и, если проект предполагается в пределах уже действующей преференциальной территории, проблем нет. В противном случае сначала месторасположение проекта включается в ТОР, а потом инвестор становится резидентом - и на все это требуется время.
Но хочу заметить, что многие предприниматели рассчитывают на то, что с распространением льготного режима на весь Дальний Восток преференции получит и действующий бизнес.
Николай Кулик, уполномоченный по защите прав предпринимателей, Чукотский автономный округ:
- Безусловно, инициатива отличная. Я ее всецело поддерживаю и считаю, что это было бы своевременным и справедливым решением. Особое значение оно имеет для тех предпринимателей, которые работают в непростых природно-климатических условиях. Не секрет, что ведение бизнеса на территориях Крайнего Севера сопряжено с дополнительной нагрузкой, в том числе финансовой. Подобных трудностей нет, к примеру, у предпринимателей на материке.
Приведу конкретный пример: все работодатели, в том числе частный бизнес, обязаны оплачивать своим сотрудникам проезд к месту отдыха и обратно. У нас есть компании, где в среднем на одного работника приходится три ребенка, и всем нужно компенсировать расходы. Представьте, насколько это непростая задача. Сюда же можно отнести "северный отпуск", другие льготы.
Очень много рисков, связанных с природными факторами: то навигация срывается, то самолет перенаправили в другой аэропорт из-за непогоды, то контейнер не туда ушел. Я бы назвал это состоянием постоянного стресса. Поэтому преференции, предусмотренные в рамках территории опережающего социально-экономического развития, станут действительно хорошим подспорьем.
Что касается сроков реализации высказанной инициативы, я бы сказал так: чем быстрее, тем лучше. Сегодня важно понимать, что предприниматели не только формируют экономику, но и играют важную геополитическую роль, особенно в приграничных районах, в частности, на Чукотке. Регион - один из форпостов нашей страны, и для людей здесь нужно создавать такие условия, чтобы они хотели остаться.
Возьмем статистику: если раньше на Чукотке было 153 тысячи жителей, то сейчас чуть меньше 50. Нельзя допустить того, чтобы территория оголялась, и как раз предприниматели вносят весомый вклад в закрепление трудовых ресурсов. Повторю: распространение режима ТОР на весь Дальний Восток - решение государственной важности, поэтому мы его всецело поддерживаем.
Александр Понажев, врач, Сахалинская область:
- Нужно ли распространять преференции ТОР на всю территорию Дальнего Востока? Конечно, да. Мне кажется, это понятно и неэкономистам. У нас в ДФО есть такие "тематические зоны", где инвесторам требуются особые условия, чтобы они реализовали свои проекты. Один из примеров на Сахалине - ТОР "Южная" с ее сельскохозяйственной направленностью. Работу ее резидентов видит каждый сахалинец - мы покупаем тепличные овощи хорошего качества, мясомолочную продукцию.