05.12.2022 09:29
Экономика

Какие российские бренды одежды готовы занять место H&М и Zara

Текст:  Ольга Игнатова
Место ушедших популярных в России брендов H&М и Zara претендуют занять такие российские, как EMKA или N.O.M.i. Их ассортимент схож с покинувшими Россию зарубежными аналогами. Но доступными ценами они пока похвастаться не могут.
/ Кирилл Каллиников / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

- Сейчас отечественным игрокам fashion-индустрии выпадает уникальный шанс заявить о себе. Вслед за Zara в первый день зимы ушла из России популярная сеть Н&М, а значит, освободятся арендные площади в ТЦ, рекламные площадки - от наружной до интернет- и ТВ-рекламы, и главное - появится освободившаяся целевая аудитория с покупательской способностью данного сегмента, готовая тратить свои деньги на другие бренды, - говорит доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Жильцова.

Ушедшие Н&М и Zara славились тем, что копировали подиумные новинки. Но модницы могли купить их не за баснословные деньги, а за вполне разумные. Среди отечественных марок стать правопреемниками шведов и испанцев могут такие марки, как EMKA и N.O.M.i. По данным Академии Fashion-маркетинга, в настоящее время на рынке работают чуть более 100 российских производителей в одежном сегменте, и, по мнению основателя академии Ирины Пищук, наблюдается высокий потенциал именно у новичков рынка, таких, как российский бренд женской одежды EMKA, который уже популярен в Москве и активно развивается в регионах. Активно развивается на московском рынке бренд N.O.M.i, работающий в российском мидл-сегменте и претендующий на премиум-сегмент. "Оба эти бренда при желании могут заменить и Н&М, и Zara. Динамичную работу по продвижению делает питерская сеть ELNY, которая развивает розницу в Санкт-Петербурге и раскручивает оптовые продажи по всей стране, а также планирует развивать франшизу. Но у них неполный ассортимент - нет такого широкого охвата: от мужской, женской, детской одежды до домашнего текстиля. Даже у достаточно известного отечественного бренда ZARINA ассортимент в сегменте детской одежды очень ограничен. А брендов с полным ассортиментом в России просто нет", - поясняет Жильцова.

Она также обращает внимание на то, что почти нет чисто мужских брендов. Из популярных и узнаваемых мужских марок, которые "на слуху" у покупателей, есть лишь HENDERSON. "То есть здесь есть с чем работать российским производителям, задумавшимся о расширении бизнеса за счет выхода в новые сегменты и расширения ассортимента", - добавляет Ольга Жильцова.

Инвестор и партнер fashion-бренда Black Pine Евгения Шамис отмечает, что в России есть и дизайнеры, и производители, которые могут делать одежду в промышленных масштабах, но пока для этого элементарно не хватает тканей и фурнитуры. "Нужен новый кластер в том же Иваново, который способен производить ткани в большом ассортименте. Также необходимы машины, на которых отшиваются любые задумки дизайнеров. Их нужно много и разных", - уточняет Шамис. Сейчас отечественные производители завозят ткани из Турции, Китая, а это недешево. Соответственно свои таможенные расходы они потом закладывают в стоимость готовой продукции. Также не стоит все-таки рассчитывать на мгновенную популярность. На раскрутку брендов уходят годы и миллионные вложения.

Борьба за бренды: что поможет избавить маркетплейсы от контрафакта

Не стоит сбрасывать со счетов и изменение покупательского поведения. Теперь приходится конкурировать с маркетплейсами.

"Российский покупатель мигрирует из опустевших торговых центров в пространство онлайн-маркетплейсов, которые уже предлагают огромное число позиций в той же ценовой категории, что и H&M или Zara, - напоминает гендиректор агентства КРОС Екатерина Мовсесян. - Соответственно, эти бренды строят свою коммуникацию с потребителем в онлайне, экономя на аренде больших площадей в ТРЦ и наружной рекламе. И это вызов для торговых центров, которым, чтобы сохранить привычные сценарии для клиентов, необходимо найти других системных якорных арендаторов. Для небольших российских брендов аренда площадей в ТРЦ невыгодна. Поэтому пока мы наблюдаем смещение потребительского внимания в пользу онлайна, которое может впоследствии привести к возникновению новой устойчивой модели совершения покупок".

Бизнес