06.12.2022 07:04
Экономика

Небольшой стартап за четверть века превратился в лидера отечественного рынка рентгеновской аппаратуры

Текст:  Федор Андреев
Российская газета - Спецвыпуск: Здравоохранение №275 (8923)
В ноябре 2022 года в Москве прошел II Всероссийский форум с международным участием "Обращение медицинских изделий NOVAMED-2022", на котором были подведены итоги конкурса "Безопасность медицинских изделий - на благо людей".
Анатолий Дабагов принял участие в работе комиссии Госсовета РФ по промышленности. / Гребенкин Вячеслав
Читать на сайте RG.RU

В число победителей вошла компания "Медицинские технологии Лтд (МТЛ)". История компании, которая в этом году отмечает свое 25-летие, является примером того, что в нашей стране можно не только создавать высокотехнологичное медицинское оборудование, но и стать одним из лидеров медпрома России.

"С момента образования компании мы прошли большой путь, - говорит президент МТЛ Анатолий Дабагов. - И, несмотря на все сложности, ни разу не пожалели об избранном направлении. За эти годы компания освоила производство рентгеновской аппаратуры - от пленочных аппаратов до сложного цифрового оборудования".

Методы обследования пациентов в мире все последние десятилетия бурно развиваются. И особенно важно, что сегодня в российских медучреждениях 85 процентов такой аппаратуры - отечественного производства. Немалую роль в этом сыграла компания МТЛ.

Но тогда, в конце 90-х, компания из семи энтузиастов поставила перед собой серьезные цели и постепенно продвигалась от простого к сложному. Сначала это были проявочные машины, а в 2005 году начали производить первые цифровые маммографы, еще два года спустя - целую линейку цифровых аппаратов. А потом появились изделия, к названию которых с полным правом можно было добавлять "первый российский", а затем и "первый в мире".

Российские производители представили импланты нового поколения для кардиологии

Сегодня компания занимает лидирующие позиции на рынке рентгеновской диагностики. В клиниках страны работает более 8500 единиц оборудования компании - по сути, в каждой второй медицинской организации. Для их обслуживания и ремонта созданы 64 сертифицированных региональных сервисных центра. Действует система менеджмента качества, также сертифицированная по мировым правилам.

Важным фактором успеха в компании считают меры поддержки со стороны государства и Минпромторга России: преференции при госзакупках, субсидии, снижение количества бюрократических процедур и лишних проверок.

Казалось бы, можно гордиться тем, что завоевано более 30 процентов российского рынка рентгеновской аппаратуры. Но останавливаться здесь не намерены: не менее 10 процентов с оборота компания инвестирует в научно-техническое развитие, сейчас работает над созданием оборудования седьмого поколения, которое будет не только соответствовать мировому уровню, но даже превышать его. Причем доля импортных комплектующих в этих аппаратах не превысит 10-15 процентов. Компания уже поставляет свою продукцию не только в страны СНГ, но и в Европу, Юго-Восточную Азию, Южную Америку. И планирует расширять этот список.

Важным фактором успеха в компании считают меры поддержки со стороны государства и минпромторга

"Особенности компании - в умелом внедрении инноваций в практику, - заявил "РГ" профессор МГМСУ им. Евдокимова, член-корреспондент РАН Александр Васильев. - Это и новые программные продукты, и аппаратно-программные комплексы, улучшающие разрешающую способность оборудования. Эта техника ориентирована на практическое здравоохранение. Достоинством подхода компании является и непрерывное обучение врачей работе на их оборудовании, поэтому оно используется наиболее эффективно".

Совместно с ведущими экспертами НИИ лучевой диагностики компания организовала образовательные циклы повышения квалификации для врачей и рентгенолаборантов.

Бизнес Здоровье