Одна из главных целей НОЦ - изменение экосреды, в которой "живет" каждый технологический проект, реализуемый на арктических территориях.
- Быстрых результатов с момента основания НОЦ, которые выдавались бы сразу же экспериментальными партиями, в серию мы не обещали. Изначально говорилось о том, что проекты будут взращиваться на почве, которая была уже подготовлена нашими участниками, - подчеркнул Марат Есеев.
Спустя два года отчетливо видна практическая отдача по отдельным направлениям.
По-настоящему знаковым в этом плане является проект по монокристаллическим алмазным пластинам, который создавался в буквальном смысле с нуля. По сути, на нем отработана идеальная модель работы НОЦ.
Задачу - создать технологии и оборудование, которые позволяют получать из искусственно выращенных монокристаллов с уникальными характеристиками сенсоры для магнитного поля, - изначально сформулировал индустриальный партнер - крупная алмазодобывающая компания.
Производственники полноценно участвовали в создании лабораторно-технологического комплекса, который уже сегодня позволяет получать искомый продукт.
- В 2023 году на основе монокристаллических пластин мы намерены сделать компактное устройство для сверхточного измерения магнитного поля, - рассказал научный руководитель НОЦ.
Спектр применения такого квантового датчика - самый широкий. Например, в устройствах навигации или приборах магнитно-резонансной томографии для исследования человеческого организма.
Ключевым для НОЦ является и комплексный проект по восстановлению лесов, который разбит на пять направлений. Конечная цель - создание производства на девять миллионов сеянцев хвойных пород в год, выращенных по современным технологиям с использованием отечественных оборудования и технологий.
За два года в рамках проекта НОЦ на базе САФУ были построены экспериментальные теплицы, проведена апробация технологий ДНК-маркирования и клонирования сеянцев. Результатом стали инвестиции индустриального партнера в создание на своей территории лесосеменного центра. В том числе вложились в изготовление биоразлагаемых кассет с добавками отходов производства - активного ила и водорослей. Стаканчик-кассету ученые предложили сделать не просто тарой, а питательной средой для растения. При этом он должен быть достаточно влагостойким, чтобы в течение двух лет выдержать нагрузку с учетом переноса по ходу роста сеянца из теплицы в теплицу.
- Способ биоразлагаемых упаковок известен, и некоторые аналоги на рынке есть, но такой сложной комбинации нигде в мире нет, - отметил Марат Есеев.
Очень продуктивным получилось взаимодействие научно-образовательного центра с переработчиками беломорских водорослей, большая ценность которых доказана, изучена и описана давно в ходе фундаментальных исследований.
В рамках проекта НОЦ перед исследователями стояла задача оценить, в какой точке моря и в какой временной период добывать те или иные водоросли для того, чтобы повысить рентабельность выделения из растений столь полезных аминокислот и углеводов. В зависимости от этого впоследствии корректируют производственный процесс.
- Индустриальный партнер использовал наши исследования для того, чтобы заказать новую технологическую линию, - продолжил Марат Есеев. - Конечный продукт нашего взаимодействия - обновленная линейка продукции для укрепления иммунитета, в которой будет использован выделенный экстракт.
Значимым достижением НОЦ являются и четыре новые рецептуры кормов, разработанные для аквакультуры. Они апробированы, и сейчас индустриальный партнер вложился в создание производственного цеха в центре развития аквакультуры высшей школы рыболовства и морских технологий САФУ, который откроется в 2023 году.
- Выполнением этой задачи мы закрываем потребности Архангельской области по рыбным кормам. Рынок аквакультуры Поморья быстро растет - на 20-30 процентов в год, - подчеркнул научный руководитель Арктического НОЦ.
Марат Есеев особо отметил успехи своих коллег в сфере судостроения. В частности, проект по аддитивным технологиям, который зарождался вместе с началом работы НОЦ. 3D-печать конструктивно сложных деталей уже достаточно широко используется в российском автопроме, в авиационной промышленности и космической отрасли. Но в судостроении ее массовое внедрение все еще находится под вопросом. Сказывается специфика, связанная с особенностями морского регистра, сертификации и военной приемки.
Северодвинский центр судоремонта "Звездочка" - абсолютный лидер в России и одна из ведущих компаний в мире по производству движительно-рулевых комплексов ледовых классов большой мощности.
- До западных санкций была проблема - даже наши российские компании не торопились приобретать у "Звездочки" винторулевые колонки. Сейчас вопрос встал ребром, - заметил Марат Есеев. - Речь идет о полном импортозамещении - и роллс-ройсовской, и южнокорейской продукции. Иначе у нас не будет ни современного ледокольного, ни торгового, ни пассажирского флота для работы в акватории арктических морей.
В центре пропульсивных систем предприятия несколько лет назад было создано аддитивное производство. С участием партнеров НОЦ на протяжении последних двух лет отрабатываются как сама технология, так и вопросы сертификации готовых изделий. Проект научно-образовательного центра уже позволил расширить линейку материалов, которые можно использовать в судостроении, - для "выращивания" деталей, а также изготовить опытные партии отдельных сложных изделий.
- Применение аддитивных технологий в судостроении в мире продвинулись дальше, чем в России. Наша работа - это попытка ликвидировать существующий разрыв, - сказал в завершение ученый. - Вообще, проектов очень много. Самое важное для нас - довести их до практической реализации на благо развития Арктического региона и всей России.