Тональность форуму задал президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
- В нашей истории мы видим, что сильнейший всплеск интереса и внимания к науке совпадал со временем тяжелейших испытаний, - сказал он. - В 20-30-е годы было создано множество институтов практически по всем направлением науки. Это был настоящий взрыв, который обеспечил нам победу в войне. И во время войны также появилось много новых институтов, в том числе и Курчатовский. Это позволило в тяжелейших условиях создать атомный проект, а через 15 лет после войны отправить человека в космос. Мы великая страна, мы собираемся в годину бедствий.
По мнению Ковальчука, сейчас наступило такое время.
- Мы тыл СВО, победа куется в наших лабораториях и заводских цехах. И если еще недавно ученые, подавая заявки на гранты, исходили из своих интересов, то сейчас у них есть заказчик. Это СВО и тяжелая обстановка, созданная вокруг нас недружественными странами, - подчеркнул ученый.
Сегодня мир стоит перед множеством серьезных вызовов в самых разных сферах жизни. В такой ситуации технологические лидеры навязывают остальным свои варианты решения проблем, делая их своими колониями, считает Ковальчук. В качестве примера он привел "зеленую энергетику", которая никогда не сможет обеспечить стремительный рост в мире потребления энергии, но ставит множество стран в зависимость от диктата "избранных". Нам нельзя бездумно копировать такие действия, а надо искать свой путь. По мнению ученого, будущее за природоподобными технологиями, которые намного эффективней расходуют энергию, не наносят вред окружающей среде. Они вошли в разрабатываемые сейчас "Основные направления научно-технологического развития РФ".
Три дня конгресса продемонстрировали его принципиальную особенность. Если в прошлом году на первых ролях была фундаментальная наука, то сейчас "героем" стал технологический суверенитет. А конкретно - коммерциализация научных разработок, превращение их в инновации.
Как известно, в США создание Национальной инновационной системы было признано более важным достижением XX века, чем полет на Луну. Именно она обеспечила стране мировое технологическое лидерство. У нас разговоры о необходимости такой системы длятся более 30 лет, даже появились отдельные ее элементы, но при общем подходе "все купим" шансов на создание всей сети было мало. Сейчас она нужна как никогда.
II Конгресс молодых ученых в Образовательном центре "Сириус"Спикерами многих сессий конгресса были представители бизнеса, различных компаний, которые занимаются трансфером технологий. Речь шла о создании, а главное - доведении до рынка собственных новых лекарств, медицинской техники, беспилотников, самолетов, продукции биотехнологий и т.д.
- Как преодолеть так называемую долину смерти, когда есть интересная научная разработка, она опубликована в престижном журнале, но ее никто не берется внедрять, - задался вопросом Олег Мальсагов, руководитель одной из фирм, которая занимается продвижением науки в производство. - Мы изучали ситуацию в одном известном институте и выяснили, что из 368 ученых только 7 готовы реально заниматься внедрением своей разработки. И такая ситуация в большинстве научных организаций.
Почему? По словам Мальсагова, сегодня более 50 барьеров мешают внедрению разработок. Это серьезные проблемы с кадрами, нормативными документами, интеллектуальной собственностью и роялти автору за внедрение, с финансированием и далее по списку. Но есть самый ключевой, "больной" барьер - наука и бизнес говорят на разных языках. Ученый считает: я придумал, а вы берите. И недоумевает, почему к нему не выстраивается очередь, почему не вкладываются деньги. А бизнес не понимает, что ему делать с этой разработкой, кто ее у него купит. "В принципе, все просто: если вы, товарищи ученые, будете решать реальную проблему, деньги для вас найдутся, а если выиграли грант для статьи в журнале, то ничего не получите", - сказал Мальсагов. По его мнению, сегодня самое главное - наладить коммуникации между наукой и бизнесом, чтобы они услышали и поняли друг друга.
- Когда ученый берется за внедрение своего проекта, он рискует отстать в научной сфере. Ведь на бизнес приходится тратить более половины своего рабочего времени, - сказал Павел Стрижак - завлабораторией Томского политехнического университета. - И давайте прямо скажем, что далеко не каждому ученому вообще интересно этим заниматься. Душа не лежит. Поэтому для успешного трансфера фундаментальных знаний в инновации необходимо создавать команду, которая и будет заниматься развитием науки и научных исследований, и воплощать проекты в жизнь.
Он привел примеры уже реализованных в вузе инновационных проектов, например принципиально новых систем для тушения пожаров. О своих реализованных проектах рассказали другие ученые. Но пока это, к сожалению, капля в море. Ведь нам надо не только осуществить импортозамещение, а выйти в лидеры по многим видам деятельности.
Словом, участники дискуссий были единодушны. В рыночной экономике бизнес не просто прав, именно он является стимулятором быстрого, эффективного превращения идеи в готовый продукт. В России на данный момент нет больших частных инвесторов, способных поддерживать и стимулировать научные исследования, основные инвесторы для науки - это государство и госсистема.
Главная задача для исследователей - всеобъемлюще оценивать, с какой долей вероятности и в какой сфере научный результат окажется востребованным здесь и сейчас. Прошло то время для ученых, когда они делали то, что хотели, то, что им было интересно, без оглядки на то, когда их открытие и в какой сфере будет использоваться. Сейчас страна живет по другим законам.
Что такой откровенный разговор науки и бизнеса состоялся, что стороны услышали друг друга - уже огромная заслуга организаторов конгресса. Это дает шанс, что в ближайшее время будет создана полноценная инновационная система, которая позволит быстро и эффективно создавать и внедрять отечественные разработки, чтобы достичь технологического суверенитета.
Андрей Фурсенко, помощник президента РФ:
- Один из наших очень известных дипломатов сказал: "Россия сосредотачивается". То, что нам дает оптимизм, - умение России сосредотачиваться. Сегодня расслабляться мы не можем.
Сильной нашей стороной являлось и является, что мы умеем работать коллективами. Это была сильная сторона организации российской и советской науки. Это одно из главных наших качеств - мы все-таки коллективисты. Наш конгресс показывает, насколько почти 4 тысячам человек было важным собраться вместе. Самое главное, что мы увидели, что люди начали самоорганизовываться, люди, которые не знали друг друга, начали создавать пакетные решения. Это вселяет оптимизм.
Мы можем отодвинуть в сторону свои личные интересы и сосредоточиться на приоритетах. То, что идет такая консолидация, - главная черта сегодняшнего дня.