08.12.2022 23:18
Культура

Елена Камбурова сыграла роль Арины Родионовны в музыкальном спектакле по произведениям Пушкина и Андерсена

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №279 (8927)
Сказка - лучшее лекарство. В этом уверены в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, где прошла премьера музыкального спектакля Гульназ Балпеисовой по произведениям Пушкина и Андерсена. "Нам сейчас необходимы сказки. С их помощью ты можешь преобразовать свою боль в нечто прекрасное, она может стать искусством", - говорит режиссер.
В Театре Камбуровой сказки адресуют не столько детям, сколько взрослым - какой урок вынесут они? / Ирина Мишина/ Театр Музыки и Поэзии п/р Е.Камбуровой
Читать на сайте RG.RU

Все начинается с предсказаний Александра Сергеевича - перед спектаклем зрители вытаскивают из мешочка маленькие свиточки, разворачивают и с замиранием сердца читают, что на грядущий год напророчит "наше все". Кому - "любви готовятся дары", кому - "дело лихо", а кому и комплимент: "Ты прекрасна, спору нет". Пусть не предсказание, а приятно!

Эта уже почти предновогодняя забава - "гадание по Пушкину" - конечно, устроена неспроста. Это своеобразная подсказка - что ждет публику в ближайшие два с половиной часа? А ждет, разумеется, вовсе не костюмированный пересказ знакомых с детства сказок, а наполненная мистикой, таинственными предчувствиями и неожиданными поворотами сюжетная ткань, сотканная из разных кусочков. Такое пэчворк-одеяло в мрачных тонах.

Даже няня в исполнении Елены Камбуровой здесь - то ли милая старушка из Лукоморья, то ли Пиковая дама, готовая зло рассмеяться в любой момент. Но она-то и является связующим звеном - нашим провожатым по сказочным мирам, где в кривых зеркалах отражается не то, что есть на самом деле. А может, как раз то?..

Рыбка - точь-в-точь соблазнительная голливудская актриса: укладка, блестящее платье-мини, каблучки

Имя Гульназ Балпеисовой, может быть, не слишком известно заядлым театралам, но познакомиться с этим молодым режиссером определенно стоит. Ее одну со всего своего курса в "Щуке" Римас Туминас пригласил к себе в Вахтанговский театр, где был на ту пору худруком. Гульназ ассистировала мастеру в работе над уже легендарным "Евгением Онегиным", после - помогала с выпуском булгаковского "Бега" Юрию Бутусову. Ставила на знаменитой сцене на Арбате и сама. Ее имя можно увидеть на афишах в родном Казахстане и других странах.

"Нянины сказки" - третья постановка Балпеисовой в Театре Камбуровой. Больше всего поражает, как в сравнительно небольшом пространстве режиссеру удается создать настолько плотный и эмоционально насыщенный мир, что он захватывает полностью. Все здесь пронизано волшебством - мрачный лес с крючковатыми сучьями, с грохотом вылетающие из-за кулис стулья, бесконечные отражения, даже младенец, заточенный в бочке, растет прямо на наших глазах! "Сказка о царе Салтане" - сквозной сюжет спектакля.

Созданный несколько месяцев назад Новый театр удивил публику необычным представлением "Лубянский гример"

Вспомним, конечно, и "Сказку о рыбаке и рыбке". Но теперь перед нами не просто история о том, что старухе вообще-то стоило бы знать меру, но и о двух людях, которые прожили вместе долгую непростую жизнь и все-таки готовы друг друга прощать. Рыбка - точь-в-точь соблазнительная голливудская актриса: укладка, блестящее платье-мини, каблучки. Образ чего-то манящего, но далекого - так и хочется схватить рукой! Мелькнула, подарила надежду - вот уже и старику, кажется, хочется перемен, вот уже и перед ним маячит что-то совсем другое... Но у разбитого корыта он обнимет свою вздорную старуху, а она совестливо потупит взгляд, мол, "да, перегнула с желаниями".

Появятся на сцене и "Сказка о мертвой царевне", и неоконченная "Сказка о медведихе", а еще "Гадкий утенок" Андерсена. Эта история особенная для Елены Камбуровой.

- "Гадкий утенок" - это любимая моя сказка. Никогда нельзя смотреть на то, как что-то начинается. Надо смотреть только на то, что из этого вышло, - уверена она. - А вообще сказки всегда прекрасны, потому что сказка - ложь, да в ней намек. Они учат нас многому, изобличают многое.

Особенное измерение "Няниным сказкам" придает музыка. Музыканты сидят прямо на сцене, а действие разворачивается под живой аккомпанемент Мусоргского и Римского-Корсакова. Звучат и авторские композиции музыкального руководителя Театра музыки и поэзии Олега Синкина. Строки Пушкина, пропеваемые артистами, словно приобретают еще большую красоту и глубину.

Но что же зритель? А ему нужно разглядеть в этом всем предназначенный именно для него урок. Может, и неприятный, но всегда целительный.

Афиша

Ближайшие показы "Няниных сказок" пройдут уже в новом году - 15 и 22 января.

Спектакль идет на камерной сцене Нового зала, цена билетов от 1500 до 3000 рублей.

Театр Москва