Самым провальным для ретейла за всю историю в России стал третий квартал 2022 года, но ситуация может осложниться по итогам четвертого квартала этого года, прогнозирует генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Потребительские настроения россиян ухудшились, что привело к сокращению расходов домохозяйств. "Полностью отказаться от покупок никто и никогда не сможет, поэтому и в продуктах питания, и в товарах непродовольственного сегмента спрос будет. Но он будет значительно ниже, чем на это рассчитывали ретейлеры и производители", - отметил он в беседе с "РГ".
Снижение потребительского спроса способствует удешевлению товаров. В результате сложившаяся ситуация рискует вызвать "японскую болезнь", способную погрузить экономику в рецессию и стагнацию. По словам Федякова, в сегментах non-food динамика розничного товарооборота ушла в отрицательную зону.
Впрочем, назвать сложившуюся ситуацию провалом нельзя. Ретейл адаптируется к изменениям, активность потребителей перераспределяется в другие розничные каналы, считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. "Посещаемость дискаунтеров и магазинов у дома выросла более чем вдвое в третьем квартале. Потребитель стал более рациональным, но не перестал интересоваться новинками и выгодными предложениями - это стимулирует развитие отрасли в сторону интересных креативных решений", - говорит он. Но удешевление товаров свидетельствует о дефляции, что может привести к "японской болезни" - периоду экономического застоя, вызванного низким потребительским спросом.
Однако заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов не видит повода для беспокойства. "Рецессия в Японии началась из-за того, что население страны было сильно закредитовано. Поэтому люди стали экономить на всем, а это вело к снижению цен, что растянулось на годы. В России сейчас такого процесса не наблюдается", - поясняет эксперт.
По мнению Абрамова, обвала в розничной торговле в ближайшие месяцы ждать не стоит, впрочем, как и подъема. "Люди продолжают тратить деньги, что очень важно с точки зрения поведения потребителей, а цены на товары остаются стабильными. Естественно, сдержанность спроса присутствует из-за снижения доходов населения и некоторых неопределенностей, но предпосылок к рецессии нет", - заключил Абрамов.