Профессия редкая. По экспертным данным, вряд ли в России наберется сотня пилотесс. А в мире их пять процентов от летного состава. Но, похоже, мужчины-пилоты готовы поделиться с девушками небом. На мой вопрос, как Настю приняли коллеги, второй пилот ответила: "Очень хорошо, многие даже с восхищением. Признаюсь, не ожидала. Действительно, существует много предрассудков о месте женщины в авиации, но, кажется, их становится все меньше. Мне очень повезло с коллегами, они относятся ко мне серьезно и с уважением".
И вовсе не из вежливости. Анастасия - профессионал в своем деле. Налетала уже больше 400 часов. Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге окончила с отличием. А потом еще прошла стажировку во Франции. Из университета студентов выпустили как пилотов самолета типа Diamond DA42. Чтобы летать на пассажирском лайнере CRJ-200, Настя переучивалась в небольшом французском городе Морле. Два месяца знакомилась с устройством самолета, летала на тренажере, отрабатывая различные ситуации. Преподавали французские инструкторы на английском языке. Как говорит Настя, программа обучения на тип везде схожа, отличается подход. Сам же самолет небольшой и маневренный, помогает почувствовать управление. В компании "Северсталь Авиа" Анастасия как раз и летает на CRJ-200. Рейсы в основном по северо-западу - Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Петербург. А еще - Москва и Екатеринбург.
"Во сне мне часто случалось летать, потому захотела попробовать себя в этом деле, - рассказала Анастасия. - Так оказалась в авиации. А как известно, в небо только раз окунись, и попал на всю жизнь. Это слова из замечательной песни Вадима Захарова. Хотя я грезила истребителями, но свой путь в жизни нашла здесь".
Настя, как она сама призналась, человек очень эмоциональный. Казалось бы, это несовместимо с ее профессией. "Когда я прихожу на работу, то становлюсь другой версией себя, - объяснила второй пилот. - Здесь нет места эмоциям, нужен холодный рассудок и рациональное мышление. Впрочем, в любой профессии нужно забывать о личных переживаниях, когда находишься на службе. В авиации же это особенно важно, поскольку за твоей спиной 50 человек, каждый из которых доверяет тебе. Необходимы решительность, управление стрессом в штатных и нештатных ситуациях, память, внимание, умение анализировать и вовремя принимать единственно верное решение". Так что в небе девушке - не до эмоций.
Настя родилась в шахтерском городе Прокопьевске. Когда девочке исполнилось десять лет, семья переехала в Новосибирск. После восьмого класса Анастасия поступила в авиационный кадетский корпус. И уже там привыкала к казарменному положению, помимо основных предметов кадеты изучали авиационные, занимались строевой и огневой подготовкой, прыгали с парашютом и летали на настоящем самолете. "Никто из моей семьи не был связан с авиацией, - рассказала Анастасия. - Мама по образованию учитель географии. Папа - водитель "КАМАЗа". От семьи я всегда получала колоссальную поддержку в моих начинаниях, успехах и неудачах".
- Настя, о чем вы мечтаете?
- Мечтаю о мире во всем мире. И о личном планере, чтобы вместе с птицами парить в восходящих потоках где-нибудь над живописными горами.