13.12.2022 18:24
Культура

"Его присутствие среди нас было своего рода камертоном, по которому можно было сверять верность тона текущих событий". Памяти Армена Медведева

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №282 (8930)
На 85-м году жизни скончался Армен Медведев - блистательный киновед, критик, педагог, общественный деятель, много сделавший для развития советского и российского кино и оставивший о себе добрую память у огромного числа его друзей, учеников и почитателей.
/ Михаил Почуев/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Он возглавлял многие важные для кино службы от Бюро пропаганды советского киноискусства и журнала "Искусство кино" до вершителя судеб нашего кинематографа - всесильного Госкино. Но назвать его руководителем, начальством в привычном всем смысле было невозможно. Это был товарищ по общему делу, с ним можно было говорить доверительно, зная, что тебя отлично понимают, что можно обсуждать самые острые вопросы, не опасаясь, что из этого произойдут "оргвыводы".

Он был не просто умен - он был остроумен, что делало его публичные выступления каждый раз событиями для всех его слушателей. Его манера вести пресс-конференции Московского международного фестиваля была едва ли не интереснее самих этих встреч с первачами мирового кино - парадоксальные его вопросы не раз инициировали столь же парадоксальные ответы звезд, охотно принимавших эту веселую, далекую от официоза игру, - возникали блистательные импровизированные дуэты, о которых потом годами рассказывали счастливцы-свидетели.

Он был человеком компанейским, и тем, кому повезло работать вместе с ним в журнале "Искусства кино", навсегда запомнятся дружеские посиделки в редакции за пловом, приготовленным лично Арменом Медведевым, великим гурманом и знатоком кулинарных тайн.

Армянин по рождению, он родился в Москве и учился в Институте кинематографии - сначала у Александра Довженко на режиссерском, затем у Николая Лебедева на киноведческом факультете. Опыт руководства печатным изданием получил, возглавив в качестве главного редактора международный журнал Совэкспортфильма "Советский фильм". Опыт искусного лавирования между официальной Сциллой и Харибдой вольнодумства пригодился, когда ему предложили быть замом главного редактора ведущего отраслевого журнала "Искусство кино". А главным там был Евгений Сурков - фигура сложная, безусловно талантливая, но работавшая в жестких условиях не терпевшей возражений системы: все о ней понимая, главред был уверен, что так будет всегда. Работая в этом журнале в те годы, я с интересом наблюдал развитие отношений между этими двумя ярчайшими, но абсолютно полярными личностями, с огромным трудом, но весьма успешно уравновешивающих друг друга: Армену Медведеву тогда удалось уберечь журнал от слишком нерукопожатных акций, а многих больших художников нашего кино - от разносной "партийной" критики. Причем неизбежно возникавшую на редакционных планерках напряженность Медведев умел легко и артистично снять вовремя сказанной шуткой.

Когда он возглавил Госкино - то есть обрел статус министра - проникнуть в его кабинет не составляло труда: он вообще не мог быть чиновником, натура совершенно открытая, общительная и всегда дружески расположенная к собеседнику. Перечислять мастеров, которых он тогда поддержал, уберег от разносов и опять-таки - "оргвыводов", можно долго, но не нужно: мастера об этом помнят, в история, как известно, неизлечимо забывчива.

Но эту историю нашего кино бережно хранила его бездонная память - со всеми ее тайными ходами, подспудными течениями и похороненными временем жестокими конфликтами. Его мемуары читаются как романы Дюма, причем ни один из их героев не может встать в позу униженного и оскорбленного - только факты, окрашенные личным отношением всегда философически ровного в интонациях, мудрого, умеющего разить и язвить, но безусловно доброжелательного человека.

После смерти Ролана Быкова в 1998 году Армен Медведев возглавил созданный им Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества. В течение многих лет он был бессменным президентом фестиваля "Окно в Европу" - второго после "Кинотавра" важнейшего кинофорума России, и непременно вручал там свой президентский приз "За дебют", чутко отмечая новые, подающие надежды таланты нашего кино. Редакция "РГ" была благодарна ему, когда он согласился возглавить жюри нашего 11-го фестиваля "Дубль дв@" в 2020 году.

Как часто бывает с крупными личностями, само присутствие Армена Медведева среди нас было своего рода камертоном, по которому можно было сверять верность тона текущих событий и человеческих поступков - по критериям чести и достоинства. Он оставил глубокий след в душах очень многих людей, составивших главный смысл и мировую славу нашего кино. Ниша, которую он занимал, в принципе невосполнима, и память о нем будет долгой.

Наше кино Утраты