13.12.2022 10:53
Экономика

К концу года россияне стали больше брать кредитов на покупку автомобилей

Текст:  Ольга Дмитренко (Самара)
Российская газета - Экономика Поволжья: №281 (8929)
Банки фиксируют рост выдачи автокредитов. С одной стороны, тренд традиционный - к концу календарного года всегда наступает покупательское оживление. С другой - на рынок автокредитования существенное влияние оказывает целый ряд факторов.
Читать на сайте RG.RU

- Это и геополитическая обстановка, и дефицит из-за ухода целого ряда бренда с последующим ростом цен и снижением спроса, и волатильность ставок, - отметил руководитель центра развития автобизнеса в Самаре банка "Открытие" Василий Никитин. - С большей частью из них рынок стал справляться. Возобновился выпуск и продажи отечественных автомобилей, активную экспансию продолжают китайские бренды, начал работать параллельный импорт, замедлился рост цен, стабилизировались ставки, и главное - возобновлена программа льготного автокредитования.

По итогам 11 месяцев банк "Открытие" выдал в Самарской области почти полторы тысячи кредитов более чем на 1,1 млрд рублей. За первое полугодие сумма по выдачам составила 395 млн рублей, а за неполное второе она увеличилась до 760 млн рублей. Однако средний чек в сравнении с началом года уменьшился с 953 до 741 тыс. рублей.

- Хотя многие клиенты отложили осенью покупку машины, выдачи в целом, как и ожидалось, поддержала именно программа госсубсидирования, - считает Василий Никитин. - Заемщики "Открытие Авто" чаще всего - более 60 процентов - оформляли автокредиты на подержанные машины. В последние месяцы тренд переломился: за счет программы льготного автокредитования начала расти доля автокредитов на новые транспортные средства. С начала действия госпрограммы в банке было выдано уже 7,8 тысячи льготных автокредитов на 5,2 млрд рублей.

Банк ВТБ в ноябре увеличил выдачи автокредитов в Самарской области на четверть - до 114 млн рублей по сравнению с октябрем. За 11 месяцев он предоставил жителям региона 1070 автозаймов на сумму, превышающую 900 млн рублей. Средний чек в ноябре вырос относительно предыдущего месяца на 22 процента и составил 881,6 млн рублей.

Льготный автокредит: условия программы, кто может его получить сегодня и какую машину можно купить

В ПФО только в ноябре банк выдал более 1900 кредитов автолюбителям на сумму свыше 1,66 млрд рублей: в Татарстане - 273 млн рублей, в Башкирии - более 244 млн рублей, а в Пермском крае - 239 млн рублей. Наибольшим спросом у заемщиков пользуются отечественные марки - их доля в выдачах банка по итогам ноября превысила 65 процентов, при этом 6 из 10 кредитных сделок приходится на Lada.

В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) подсчитали, что, за январь-октябрь банки выдали россиянам автокредитов на 41,3 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Самарская и Нижегородская области показали самую серьезную динамику снижения, близкую к 45 процентам.

"Ситуация с выдачей автокредитов напоминает 2020 год с его карантинной весной, - комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. - Объемы выданных в текущем году уступают пандемийному 2020-му 10 процентов".

По данным Ассоциации европейского бизнеса, на российском рынке с января по ноябрь реализовано 549 тыс. новых автомобилей - на 61 процент меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Дилеры рассказали, каким будет российский авторынок в 2023 году

- Россиянам приходится выбирать между недешевыми китайскими кроссоверами и бюджетными вазовскими моделями, прежде всего речь о Lada Granta. При этом остается еще вторичный рынок, на котором приверженцы ушедших из России иномарок могут выбрать привычные варианты с пробегом. Особенно в наиболее популярном сегменте до пяти лет, - отметил Василий Никитин.

Эксперты уверены, что по итогам года рынок не достигнет объемов 2021-го, а общий годовой объем авторетейла окажется на миллион машин меньше, чем в прошлом году. "Это станет самым низким результатом продаж новых автомобилей в России в текущем столетии, но все же чуть более оптимистичным, чем предполагалось после весеннего обвала рынка", - отметил Василий Никитин.

В следующем году аналитики ожидают переключения спроса, в том числе и отложенного, на новую реальность: выбор будет между отечественными авто, китайскими брендами и суббрендами уже присутствующих в России производителей. Небольшой альтернативой могут стать индийские и иранские автоконцерны и игроки, присматривающиеся к переменам на российском рынке.

В наступающем году эксперты банка "Открытие" прогнозируют оживление авторынка не раньше апреля, когда АвтоВАЗ начнет поставки обновленной Lada Vesta и, вероятно, Lada Largus. Также возможен рост продаж электрокаров. "Если планы официальных дистрибьюторов этих машин ("Москвич", Evolute, Voyah, Skywell, Hongqi и Xpeng) воплотятся хотя бы наполовину, то мы увидим расцвет такого вида бизнеса, а продажи электромобилей могут составить порядка 20 тысяч машин в год, - считают они. - При таких допущениях, а также при отсутствии очередных потрясений общий объем рынка в 2023 году составит 750-800 тыс. автомобилей". .

Экономика Самарская область