Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области компании "Новатэк" уже практически закончил первую линию завода "Аркитик СПГ-2" и сейчас происходит ее отладка. После этого ее ждет транспортировка на Гыданский полуостров в ЯНАО, куда она должна прибыть в августе 2023 года. Несмотря на санкции, сроки ввода в строй завода остались прежними. Пуск первой линии запланирован на декабрь 2023 года. Строительство второй (частично на российском оборудовании для сжижения газа) и третьей линии (полностью на отечественном оборудовании) идет полным ходом, их запуск ожидается в 2024 и 2026 году, соответственно. Общая мощность завода составит 19,8 млн тонн (по 6,6 млн тонн каждая линия).
Помимо "Арктик СПГ-2" у "Новатэка" в ближайших планах строительство "Обского СПГ" (мощность завода неизвестна, по информации из разных источников она может составить от 2,5 до 6,3 млн тонн), а также "Арктик СПГ-1" мощностью 19,8 млн тонн в год. Есть еще нефтехимический комплекс "Газпрома" на Балтике, на котором планируется выпускать 13 млн тонн СПГ в год. С учетом действующего завода "Ямал СПГ" и планов по постепенному вводу в строй новых предприятий в 2026 году мощности по производству СПГ в России (исключая "Сахалин-2", который ориентирован только на поставки в страны АТР) превысят 60 млн тонн (83,5 млрд кубометров).
Даже самые наши далекие планы по переброске экспортных трубопроводных мощностей на восток вроде "Силы Сибири-2" не покроют и половины потерь от снижения объемов поставок в Европу. Рассчитывать на быструю нормализацию отношений с ЕС сейчас также не приходится, поэтому разговоры о наращивании экспорта на Запад через Украину, возобновлении работы газопровода "Ямал-Европа" и продаже газа через Турцию возможны только теоретические. Остается СПГ, который в силу особенностей торговли в большинстве случаев национальности не имеет, что доказывает статистика - его поставки в Европу растут уже сейчас.
Российский экспорт трубопроводного газа в Европу почти прекращен. Прокачка еще продолжается через Украину и по европейскому продолжению "Турецкого потока", но в Северо-Западную Европу, в том числе в Германию - в прошлом главному потребителю нашего газа, он почти не попадает. А подрыв "Северных потоков" сделал такие поставки просто невозможными физически. Даже сохранившаяся нитка "Северного потока-2" не может быть запущена без тщательного обследования. К тому же политические настроения в ЕС явно препятствуют продуктивному диалогу об увеличении трубопроводных поставок из России.
Никаких полноценных альтернатив для его замены у стран ЕС нет. Есть надежды на СПГ из США и Катара. Но американцы пока отделываются ничем не подкрепленными обещаниями, а Катар и вовсе заявляет, что свободных объемов газа в ближайшей перспективе у Дохи для Европы нет. Исключение составляет соглашение Германии с американской компанией ConocoPhillips, которая будет поставлять 2 млн тонн в год катарского СПГ (около 2,8 млрд кубометров газа) на немецкий рынок, но не раньше 2026 года.
Наш же СПГ оказывается рядом. Мы его, конечно, можем продать и в страны АТР, но экономически с Ямала и Балтики его выгодней поставлять в Европу, как нам, так и европейцам.
Сжиженный газ действительно станет ключевым инструментом замещения российских поставок на европейский рынок, отмечает консультант "ВЫГОН Консалтинг" Иван Тимонин. Исходя из фактической динамики, по итогам 2022 года импорт СПГ региона вырастет более чем на 60% относительно уровня 2021 года - до порядка 120 млн тонн, или 160 млрд кубометров газа. А на горизонте пяти лет - с учетом ввода новых мощностей по сжижению, а также роста потребности в продукте в Азии и других регионах - данный показатель увеличится уже до порядка 140 млн тонн (195 млрд кубометров), отмечает эксперт.
Причем, по его мнению, большую часть этого роста при этом обеспечат поставки с новых североамериканских, а также катарских активов. В среднесрочной перспективе в США ожидается рост добычи газа, обеспеченный практически в полном объеме сланцевыми активами: к 2025 году производство увеличится с 966 млрд кубометров в 2021 году до более 1 трлн кубометров, а к 2030 году - уже почти до 1,1 трлн кубометров. При этом, поскольку перспективы роста внутреннего потребления в США ограничены, новые объемы будут направлены преимущественно на нужды новых экспортоориентированных СПГ проектов, считает Тимонин.
Но здесь есть нюанс. Будет ли выгодно поставлять трейдерам американский СПГ в Европу. До начала энергокризиса премиальным рынком для продавцов сжиженного газа были страны АТР.
Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, спрос на газ в ЕС в ближайшие годы будет переживать стагнацию из-за сравнительно низкого темпа ввода газовых электростанций. К июлю 2022 года в ЕС на стадии строительства находилось всего 9 ГВт газовых электростанций. Для сравнения, прирост мощности солнечных панелей в ЕС в 2021 году достиг 21,4 ГВт, а ветровых генераторов - 10,4 ГВт.
Едва ли премиальным будет не растущий рынок, такое возможно только в периоды резкого дефицита товара. В долгосрочном периоде страны АТР будут привлекательней для трейдеров из США и Катара. Периоды повышенного спроса в Европе, конечно, возможны, но газ по цене выше 1000 долларов за тысячу кубометров едва ли выгодная покупка для европейцев. В итоге странам Старого Света придется по максимуму заменять российский трубопроводный газ поставками СПГ из России, пусть даже делать их будут европейские или китайские компании. Другое дело, что рост объемов производства у нас будет постепенный, а газ ЕС понадобится уже весной 2023 года.