- Вместе мы ставили спектакли в Екатеринбурге, Кемерово, Якутске, и, конечно же, в белорусских театрах. В Иркутск нас пригласил в 2019 году главный дирижер Иркутского музыкального театра Виктор Олин - ставить музыкальную сказку. Подружились с актерами, возникло желание сделать что-то еще. Именно тогда зашла речь о "Мертвых душах". Из-за ковида планы пришлось отложить. А этим летом пришло приглашение сделать спектакль, - рассказывает Анастасия Гриненко. - Это мечта - поставить знаменитый "золотомасочный" мюзикл на музыку Александра Пантыкина и либретто Константина Рубинского, который стал прорывом для российского музыкального театра.
- Пьесы, написанные для конкретного театра и удачно поставленные, очень сложно сделать по-другому, так, чтобы не стать бледным подражателем. Однако Виктор Олин прислал демоаудио, на котором Александр Пантыкин сам поет за всех персонажей, и сразу стало понятно, какой должна быть история, - делится Анастасия.
Сцену оформили в стиле стимпанк - взяли за основу образ заброшенного вокзала в городе N, а он потянул за собой шестеренки, клепки, металл и паровую бричку. Действие оставили в XIX веке, актеров не стали одевать в современную одежду, но Чичиков оказался ужасно созвучным веку XXI, если не сказать узнаваемым, персонажем.
С ролью Гоголя - ее режиссер сделала сквозной, одной из главных - связана почти мистическая история. Актер Роман Лукьянчук рассказал, что в прошлом году в реквизите, считай, в мусоре, случайно нашел томик "Мертвых душ". Забрал, прочитал, а спустя год театр вдруг ставит мюзикл, актеру дают играть Гоголя. И действие начинается с того, что бездомный Селифан находит в мусорном баке книгу и пытается ее прочесть - на сцене, кстати, используется именно тот томик из реквизита.
- В числе моих любимых находок - сцена с чиновниками. Я называю ее "бюрократический ад". А еще и сон Чичикова, когда на сцене воплощаются герои произведений Гоголя, в том числе Шинель и Нос. Правда, выход Носа долго не получался - актер не понимал, как себя вести, как двигаться. И буквально на последней репетиции мы нашли ему особые очки, и с ними, наконец, все пошло, - улыбается режиссер.
Первое действие публика встретила настороженно, но уже к антракту зрители искренне болели за Чичикова, а финал сорвал овацию. Белорусская постановочная группа уверяет, что такая реакция для них не в новинку, зрители еще войдут во вкус.
Анастасия с командой вернулась домой, но говорит, что не против еще поработать в Иркутске.
- Когда работаешь с новой труппой - это все равно что взять в руки новые краски. Это другие индивидуальности и другой результат. Это всегда интересно. Тем более что артисты в Иркутске поразили своей работоспособностью. Мы ведь меньше чем за полгода все придумали и сделали. Это очень маленький срок, учитывая, что у театра свой репертуар, - говорит Анастасия Гриненко.