Почти тысяча российских дизайнеров из 84 регионов страны приняли участие в этом состязании в нынешнем году. Для поощрения молодых пришлось даже ввести специальную номинацию. Но главный фокус, по словам экспертов, был сосредоточен на предметах прикладного характера - чтобы итоги конкурса имели практическую направленность, привлекли внимание российского бизнеса, для которого сейчас на рынке товаров открылись большие возможности.
Поэтому не стоит удивляться, что Гран-при конкурса - право войти в коллекцию музея - получил "Урындык", то есть "стул" по-татарски. Его автор - дизайнер Петр Сафиуллин, основатель бренда Yaratam. На первый взгляд, ничего особенного в стуле-победителе нет - кажется даже, что он похож на многих других своих собратьев. Но в том-то и состоит секрет идеала. Сам автор определяет его так: "Сделать идеальный стул - это всегда вызов для дизайнера. Я хотел создать стул с самым простым дизайном, легкий, с продуманной эргономикой, способный выдерживать динамические нагрузки, способный вписаться в любой интерьер". И, судя по оценкам жюри, ему это удалось.
Однако зрителям на выставке любопытнее будет другое. Здесь вообще можно ходить самыми разными маршрутами. Можно искать нечто удивительное. И найдешь. Вот, например, кресло "Рождение яблока" Константина Верина. Сесть на него невозможно, но использованные материалы (дерево, керамика, силикон) так причудливо прорастают из привычных вроде бы форм, что так и тянут рассматривать его внимательно, как настоящее произведение искусства.
Очень часто авторы играют с материалом и зрителем в загадки. Так, вроде бы компактная печь, выложенная изразцами, на самом деле оказывается милым комодиком (Дарья Василькова). А "сотканные из веревок" вазы - керамической посудой (Наталья Макарова).
Поразительное умение создавать красоту из ничего, буквально из тряпья и палок, продемонстрировал Данияр Удербеков, создав из войлока и черенков от садовых инструментов прелестный комплект мягкой мебели Woi-lok.
А еще по выставке можно бродить, мысленно обставляя и украшая свой дом. Я бы, например, непременно приобрела вазу Александры Ярмольник "Север" - бликующие стеклянные грани в ней создают такую завораживающую игру света, никакое северное сияние не сравнится! Изысканное декоративное панно Ангелины Игнатьковой "Исчезающая красота". Заставляет улыбнуться ширма Дарьи Бублик "Близкие": она создана из силуэтов людей, то ли обнимающих, то ли отталкивающих друг друга...
И трудно не согласиться с директором музея, председателем жюри конкурса Еленой Титовой, которая говорит: "Потенциал наших креативных индустрий зависит от того, как взаимодействуют между собой творчество с возможностью воплощения идеи в производстве. Наша выставка важна именно с этой точки зрения. В России у креативных идей огромный потенциал. Многие вещи уже прямо сейчас можно производить в массовом порядке".