Куратор выставки Юрий Кислицын признает, что при формировании экспозиции столкнулся с рядом объективных сложностей, которые объясняются особенностями формирования музейных фондов: в них в разные годы поступали - порой случайно - разрозненные экземпляры клинкового оружия. То есть перед посетителем не целостная коллекция, а интересные сами по себе предметы.
Так, на этапе основания музея в 1866 году крестьянин Поликарп Верстаков передал в фонды палаш 1715 года. Кстати, современные оружиеведы поспорили бы с тем, насколько корректно называть оружие петровских драгун именно так, ведь по современной классификации палаш должен иметь только одну режущую кромку. На выставке есть палаши в полном смысле этого слова, правда, происходят они не из России, а из далекого Тибета. Как этот предмет оказался в фондах музея, неизвестно.
История же других представленных на выставке экземпляров, напротив, достаточно прозрачна. Например, сувенирные сабля и шашка переданы в музей из приемной двух предыдущих губернаторов, куда они попали в качестве подарков.
Отдельного рассказа заслуживает син-гунто, наградная японская офицерская сабля 30-х годов прошлого века.
- В одну из ночей 1964 года милицейский патруль задержал с этим предметом кировчанина. Правда, тот был в таком состоянии, что потом утверждал: "Не помню, откуда взялся этот предмет, не знаю, где я ночью находился". Утром он отрицал, что имеет хоть какое-то отношение к хранению холодного оружия. Спустя какое-то время органы внутренних дел решили передать син-гунто в коллекцию нашего музея, - рассказывает Юрий Кислицын.
За рамками основной экспозиции пока осталась тренировочная сабля XIX века, которая по непонятному стечению обстоятельств значится по документам как шпага. Кроме нестыковки в названиях есть и еще одна причина, почему этот предмет не стал частью выставки. Куратор не исключил, что чуть позже сотрудники музея устроят открытую лекцию, на которой с помощью этой сабли спортсмен-фехтовальщик покажет примеры того, как в прошлом могли использовать это опасное оружие.
Выставка работает до 29 января по адресу: Киров, ул. Спасская, 6.
Кстати
В Кирове полным ходом идут реставрационные работы "Приказной избы". Подрядчик уже установил на музейное здание новые оконные блоки. Правда, горожане настолько привыкли к старым рассохшимся рамам, что заподозрили, будто бы вопреки правилам там встроили пластиковые окна.
Директор музея Юрий Балыбердин объяснил, что современные технологии обработки древесины и ее покраски позволяют изготавливать такие ровные рамы, что непрофессионалу действительно трудно отличить их от пластиковых.