Канал для экспортеров
Одним из центральных событий форума стало подписание меморандума о сотрудничестве, итогом которого станет запуск логистического канала "Средняя Волга - Энзали - Казвин". Подписи под документами поставили губернатор Алексей Русских и губернатор провинции Казвин Ирана Мохаммад Мехди Алаи. Логистический канал встроится в проект транспортного коридора "Север-Юг", который в условиях затрудненных торговых отношений из-за санкций становится одним из основных транспортных каналов и сокращает время доставки из бассейна Индийского океана сразу к берегам Волги.
Сейчас ульяновские предприниматели не могут экспортировать товары в Иран без посредников. Чтобы перевезти груз, нужно решить много вопросов с перевалкой в порту, таможней, фрахтом судна и другие. С решением этих проблем способны справиться только крупные трейдеры, которым и продают товар региональные производители. А значит, они теряют деньги. Кроме того, торговля идет только в одну сторону. Назад судно идет пустым. Никто не занимался обратной загрузкой - для этого нужно провести огромную работу, а главное - найти покупателя и продавца. Но теперь все будет по-другому. В рамках подписанного меморандума власти помогут бизнесу, а посредников из цепочки исключат.
"Торгово-логистический канал - это комплексный сервис для производителя-отправителя и покупателя-получателя с обеих сторон, - отметил руководитель регионального центра "Мой бизнес" Руслан Гайнетдинов. - Мы в течение года прорабатывали отправку товаров и обратную загрузку в стране покупателей. И на форуме был подписан ряд соглашений с резидентами канала, которые будут заинтересованы в сотрудничестве".
Оператором канала стал Торговый дом "Сделано Ульяновской области" - эта специализированная организация поможет выйти производителям на экспортные рынки. Оператор предоставит бизнесу комплексный сервис: готовые решения по договорам с портами, с сюрвейерами - экспертами, которые гарантируют, что с товаром не будет проблем на границе и его допустят к перевозке, решат проблемы с таможенным оформлением, с юридическим сопровождением контрактов, с фрахтом судов.
"С учетом набора пула контрагентов и резидентов маршрута уже идут переговоры с судовладельцами и судоходными компаниями об аренде и фрахте на следующий сезон", - добавил Руслан Гайнетдинов.
Но есть и проблема - сегодня катастрофически не хватает флота для грузоперевозок. На форуме в Ульяновске этот вопрос обсуждали с представителями минпромторга и договорились сформировать предложения для государственных программ.
Кроме того, поскольку маршрут - комбинированный мультитранспортый, оператор поможет с доставкой грузов частично железной дорогой. Таким образом, оператор предоставляет только услуги по доставке, а региональные производители станут реальными экспортерами. Между тем, у канала есть потенциал доставлять не только грузы из Ирана, но и так называемые трансиранские - эмиратские и индийские. Тем более, что альтернативы по доставке из Индии сегодня нет.
По предварительном соглашениям и контрактам подтвержден экспорт из Ульяновской области зерновых, пиломатериалов и другой продукции деревообрабатывающей отрасли, муки, комбикормов, растительного масла - на 600-700 миллионов рублей. И это пока только первые соглашения. Из Ирана в регион повезут сырье для предприятий промышленности: смолы, ПВХ, моноэтиленгликоль, ферросплавы. Кроме того, контейнерами импортируют трансиранские грузы из Индии. Один из ульяновских производителей в месяц использует 20 таких контейнеров индийского сырья.
Цифровой шоурум для дизайнеров
Нельзя не сказать о еще одном важном соглашении о взаимодействии, подписанном во время проведения форума "Деловой климат в Ульяновске" - с крупнейшим отечественным маркетплейсом "Яндекс.Маркет". Документ будет способствовать продвижению местной продукции на онлайн-площадке и расширению географии присутствия товаров, выпущенных в регионе.
Интернет-торговля в регионе ежегодно растет на 140-150% в год. В прошлом году объем этого рынка составил 3,5 млрд рублей. Порядка 90 процентов рынка приходится на маркетплейсы. "Мы предполагаем, что "Яндекс.Маркет" в течение года выйдет в регионе на уровень "ОЗОНа". Сейчас на витрине маркетплейса представлены 150 ульяновских производителей, а в следующем года, по нашим расчетам, их количество вырастет до 500 и до 500 миллионов рублей увеличится объем торгов на этой площадке в регионе", - отметил Руслан Гайнетдинов.
Ульяновские власти делают ставку на выход региональных дизайнеров одежды на электронную торговую площадку. После массового исхода брендов из России этот сегмент активно развивается. В Ульяновске уже созданы два офлайн-шоурума местных дизайнеров. Теперь в планах сделать цифровой шоурум на площадке "Яндекс. Маркета". Эти новые инструменты должны помочь региональному бизнесу в масштабировании своих производств. Также планируется сделать на маркетплейсе отдельную вкладку ульяновских производителей мебели. Тем более, что порядка 50 процентов межкомнатных дверей и мебели на российском рынке делают в Ульяновском регионе.
Бизнесу помогут
Надо сказать, что на пленарном заседании XIV международного форума "Деловой климат в России" предприниматели сделали ряд существенных предложений. И в основном они касались остро назревших сегодня изменений действующих законодательных норм, которые необходимо адаптировать к текущей ситуацией санкционных ограничений.
В пленарном заседании форума участвовали председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, представители профильных комитетов, эксперты министерств и различных федеральных ведомств. В результате были выработаны предложения, с которыми власти в ближайшее время выйдут в законодательные органы. У всех инициатив есть большие шансы быть реализованными. А значит, будут убраны барьеры для работы бизнеса.