Несчастье произошло у реки Северский Донец. Отступающие ВСУ заминировали берег, а местные жители решили незамысловатым способом самостоятельно расчистить подход к воде: они подпалили прошлогоднюю траву. В огне действительно прогремело несколько взрывов, а рыбаки протоптали тропинку, которая считалась безопасной. Дети видели, как взрослые с удочками ходят по ней через минное поле, и тоже решили порыбачить.
- Семья у нас небогатая, и Илья видит себя в роли добытчика. Поэтому они с другом Кириллом отправились на рыбалку. Хотели наловить рыбы, продать и заработать немного денег. Никому ничего не сказали и ушли, - говорит мать Ильи Наталья Семенова.
По узкой стежке Илья шел первым, а Кирилл - за ним. Почему произошел подрыв, сейчас можно только догадываться. Возможно, Илья перешагнул никем не замеченную мину на опасной тропе, а Кирилл наступил на нее, а может быть, Кирилл случайно сделал роковой шаг с тропинки. Илья до сих пор сильно волнуется, вспоминая случившееся. Видно, что стресс от пережитого еще не прошел:
- Я услышал громкий хлопок. Сначала думал, что это самолет преодолевает звуковой барьер: над нами сейчас часто летают самолеты. Потом поворачиваюсь, вижу: лежит Кирилл, нога повреждена, вся в крови. Я собрал волю в кулак и думал только о том, чтобы спасти его. Сразу взвалил Кирилла на спину, быстрее понес обратно. Наверное, был сильный выброс адреналина и я тогда вообще не чувствовал тяжести его тела, - рассказывает Илья.
Неподалеку оказались люди, но после подрыва Кирилла на казавшейся безопасной тропе никто не решился зайти на минное поле, чтобы помочь Илье. Спасти друга мог только он сам. На обратном пути Илья смотрел под ноги гораздо внимательнее и заметил еще несколько мин. При этом Илья переживал больше не за себя даже, а за раненого товарища, прекрасно понимая, что если и он случайно наступит на мину, то к ним на помощь быстро никто не придет. К счастью, Илье удалось благополучно выбраться с минного поля самому и вынести Кирилла. Пострадавшего доставили в больницу, где пришлось провести ампутацию.
- Илья сильно переживает из-за Кирилла, - вздыхает Наталья Семенова. - Они ведь настоящие друзья. Сын не мог дождаться, когда Кирилла переведут из реанимации и разрешат посещения. Потом он постоянно пропадал у него в палате. Илья говорит: "Мама, мне ничего не надо, я лучше Кириллу в больницу шаурму куплю или еще что-нибудь вкусное".
Сам Илья о себе рассказывает неохотно. Из школьных предметов он больше всего любит историю и физику, поражая педагогов любознательностью и в гуманитарных, и в естественных науках. Кроме того, Илья два года занимается греко-римской борьбой. Одно время, чтобы посещать тренировки, ему приходилось ходить пешком по десять километров. А когда на соревнованиях в Луганске он занял третье место, то попросил его не фотографировать, потому что "третье место - это же не первое, ничего особенного в этом нет". Еще одно увлечение Ильи - школьный театр, считающийся, кстати лучшим в Луганске.
- Я играл, например, снеговика. А еще - двоечника. Только двоечника играть не понравилось, и, говорят, переигрываю. Какие роли больше всего люблю? Добрые, - пожимает плечами Илья.
В гимназии N 52, где он учится, Илью уважают. СМС-поздравления от одноклассников и учителей посыпались одно за другим, когда еще не закончилась церемония награждения.
- Конечно, мы все гордимся Илюшей. Он учится у нас с седьмого класса. Сейчас - в девятом. Это обыкновенный нормальный ребенок, простой, веселый, баловной, как и все дети. Любит заниматься хозяйством, помогает маме. Никакой напыщенности в нем нет, он всегда придет на помощь, очень добрый, но умеет отстаивать свою точку зрения, а если надо - затупится за слабого. У Ильи есть характер. Он ведь не растерялся в экстренной ситуации и спас друга. Но, конечно, после случившегося с ним работал психолог. Все-таки Илья пережил сильное потрясение. Мы часто на уроках говорим о войне, но дети в силу возраста не всегда относятся к таким беседам серьезно. Илья после беды, произошедшей с Кириллом, признался мне: "Наталья Вячеславовна, я только теперь по-настоящему понял, о чем вы говорили на тех уроках", - рассказывает директор гимназии Наталья Алешникова.
Во время поездки в Москву Илье запомнились экскурсии на Останкинскую башню и в Москвариум. Но дольше всего он задержался в центре МЧС, где перемерил всю форму и каски спасателей и облазил всю их технику. Экскурсионному автобусу пришлось ждать Илью, пока он удовлетворит свое любопытство.
В конце нашего разговора Илья признается, что больше всего на свете он хочет, чтобы у Кирилла был хороший современный протез и чтобы они снова смогли вместе гулять, играть и бегать.
- Я очень этого хочу. Очень, очень, очень! - четко, по-взрослому серьезно и в то же время по-детски, словно загадывая самое заветное свое желание, проговаривает Илья.
Пытаюсь выяснить, а чего он хочет для себя.
- Чтобы у Кирилла был хороший протез, - вновь повторяет Илья. И лишь потом, ненадолго задумавшись, продолжает. - Хочу побывать во всех городах и уголках России. Да, конечно, это возможно. Возможно все, если сильно захотеть. Хочу работать в МЧС и помогать людям. Для этого я и занимаюсь борьбой. Борцы сильные, стойкие, это важно в работе спасателя. Хочу увидеть Путина. Думал, что увижу его на награждении. Но, наверное, теперь уже как-нибудь в другой раз. Хочу на ледоколе отправится к Северному полюсу. Я слышал, что есть такие экспедиции для школьников.
И после паузы добавляет:
- Но все равно больше всего хочу, чтобы у Кирилла появился хороший протез.