15.12.2022 13:40
Власть

Юрист Александр Хаминский - об инициативе о введении ограничений на удаленную работу для покинувших страну

Текст:  Александр Хаминский (юрист, правозащитник)
Вторую неделю общественность обсуждает инициативу сенатора Андрея Клишаса о введении ограничений на удаленную работу для отдельных категорий граждан, в том числе покинувших страну во время специальной военной операции. Причем обсуждается не само интервью сенатора, а его достаточно вольные интерпретации.
Читать на сайте RG.RU

Давайте разбираться. Конституция гласит, что "отдельные права граждан, за исключением неотъемлемых, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Таковые ограничения уже давно предусмотрены законами о въезде и выезде из Российской Федерации, о чрезвычайном положении, о военном положении, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и целым рядом других. И почему-то эти нормы всегда вызывали понимание и не подвергались критике со стороны общественности.

Взглянем на сегодняшние реалии. Трудовые отношения, включая режим удаленной работы, регулируются положениями Трудового кодекса и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Применение "удаленки" может быть правом работодателя, если это предусмотрено трудовым договором, и его обязанностью, как это было, например, во времена пандемии. При прочих равных нельзя одним разрешать, а другим запрещать использовать этот режим. В любом случае разделение работников на "правильных" и "неправильных" исходя из их убеждений запрещено ст.19 Конституции.

Тем не менее во все времена существовали и существуют ограничения на выезд отдельных категорий граждан за границу. Помимо лиц, имеющих отношение к государственной тайне, такие ограничения, например, налагались на госслужащих и сотрудников правоохранительных органов. Потому что эти категории граждан всегда находились под пристальным вниманием иностранных спецслужб и могли оказаться объектами вербовки, провокаций и шантажа. В нынешних условиях, когда чуть ли не каждый день мы читаем о задержаниях россиян по всему миру по запросам США, введение такого рода ограничений более чем оправдано. И нужно четко понимать, что речь идет не о деятелях культуры, выступающих с оппозиционных позиций, а о лицах, обладающих специфической информацией, утечка которой может повлечь непосредственную угрозу безопасности страны.

Теперь вернемся к инициативе сенатора Клишаса. Он предлагает ввести ограничения на удаленную работу для узкой категории работников. Это лица, участвующие в обеспечении транспортной и информационной безопасности, а также некоторые государственные служащие. При этом законопроектом будут определены условия, при которых возможно введение таких ограничений, - военное или чрезвычайное положение, различные режимы повышенной готовности и прочее.

И здесь важны детали. Нужно понимать, что дистанционная работа технически происходит путем подключения удаленного компьютерного терминала к базовым серверам посредством сети Интернет. Таким образом, находящийся за границей сотрудник получает доступ в пределах своего допуска к информации, в том числе содержащей служебную и государственную тайну. Попытка вербовки такого сотрудника представителями иностранных разведок представляется более чем очевидной. Ценность полученной информации может оказаться в тысячи раз выше расходов, связанных с подкупом или шантажом ее носителя. Очевидно, что планируемая законодательная инициатива направлена на недопущение подобных ситуаций, а вовсе не на ущемление чьих-либо прав и законных интересов. Поэтому спекуляции относительно ненужности временно выехавших из страны граждан в данном случае неуместны.

Трудовое право Совет Федерации