Перевозка грузов в восточном и западном направлениях, логистические операции в местах перевалки и другие сопутствующие работы несмотря на пришедшие морозы еще продолжаются, а рубежная цель в 32 миллиона тонн, определенная на 2022 год федеральным проектом "Развитие Северного морского пути", уже достигнута.
Официальное заявление об этом сделал генеральный директор ФГБУ "ГлавСевморпуть" (входит в госкорпорацию "Росатом") Сергей Зыбко. По его же словам, общий грузопоток на Северном морском пути в крайне сложных условиях нынешнего года может достичь 34 миллионов тонн.
- Окончательные итоги подведём в январе 2023-го, - пообещал Зыбко.
Для тех, кто не посвящен в детали, поясним: сроки летне-осенней навигации на СМП приказом Федеральной службы по тарифам определены с 1 июля по 30 ноября - ровно пять месяцев. За это время, как уже сказано, выполнено 100 ледокольных проводок и 30 судов прошли маршрут самостоятельно - при информационном сопровождении ГлавСевморпути. Наиболее благоприятным для плавания в акватории СМП в этом году оказался сентябрь. А самое интенсивное судоходство отмечено в Карском море - Обская губа и Енисейский залив.
Больше всего работы было у газовозов и танкеров, нашлась она и для сухогрузов. Как сообщили в департаменте коммуникаций "Росатома", основу грузопотока составили нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты - 7 224 миллиона тонн, СПГ и газоконденсат - 20 489. Угля было перевезено 295 тысяч тонн, рудоконцентрата - 43,5 тысячи, а генеральные грузы составили 4 248 миллионов тонн.
Сложенный вместе, этот объем и позволил заявить, что целевой показатель 2022 года по перевозкам на Севморпути, достигнут досрочно - к середине декабря. А ключевая цель всего федерального проекта "Развитие Северного морского пути" - создание инфраструктуры, которая бы способствовала увеличению здесь грузопотока до 80 миллионов тонн в 2024 году и до 150 миллионов тонн - к 2030-му.
Напомним, что еще ранее правительство РФ утвердило план развития Северного морского пути на период до 2035 года. Он предусматривает увеличение экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок, модернизацию и строительство портовой и иной инфраструктуры, а также развитие арктического грузового и ледокольного флотов. Согласно этому плану, грузопоток по Северному морскому пути к 2035 году должен составить 220 миллионов тонн.
В нынешнем сентябре, выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, глава "Росатома" Алексей Лихачев отмечал, что вопреки прогнозам скептиков, "текущая геополитическая ситуация не уменьшила значение Северного морского пути как важного транспортного коридора". Потому что "экономика грузовых перевозок между Европой и Азией по этому маршруту безальтернативна".
Эту свою убежденность руководитель российской атомной отрасли подтвердил цифрами: "Мы видим небольшое проседание международного транзита, - признал Алексей Лихачев. - Зато перевозки Российской Федерации растут опережающими темпами. Примерно 5-5,5 процентов - помесячный рост перевозок по СМП в этом году".
Позже он выразил надежду, что к концу декабря 2022 года объем перевозок на Севморпути достигнет 34 миллионов тонн, что заметно опережает собственные планы "Росатома" и перекрывает задачи, которые поставили президент и правительство России.