16.12.2022 16:37
ПФО

Строительство метро не приведет к транспортному коллапсу в Нижнем Новгороде

Текст:  Антон Дерябин
Впервые за 30 лет две новые станции нижегородского метро - "Площадь Свободы" и "Сенная" - будут строить одновременно. Пройдут они под основными транспортными артериями в исторической части города. Понятно, что при этом неизбежны ограничения движения частного и общественного автотранспорта.
Любые ограничения движения неизменно приводят к скоплению автомобилей. / Алексей Куденко/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Что можно сделать и что уже делается для того, чтобы город не застыл в пробках, чтобы горожане не были вынуждены кардинально менять свои маршрутные предпочтения, чтобы те, кто живет в непосредственной близости от строительных площадок, не сильно потеряли в уровне комфорта? Эти вопросы стали темой обсуждения для участников круглого стола "Неудобства временны - комфорт навсегда!", организованного нижегородским филиалом "Российской газеты" совместно со Всероссийским обществом охраны природы и ГК "Моспроект-3". Для обсуждения в АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" собрались эксперты, чиновники, экологи, общественники и журналисты.

Мнение экспертов, безусловно, помогут реализовать проект наиболее эффективным образом. / Антон Дерябин/РГ

Генеральный директор главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде (МКУ ГУММиД) Андрей Левдиков заверил, что основные перекрытия планируются не раньше лета 2023 года и на максимально возможный короткий срок. При этом он отметил, что, заботясь о комфорте жителей, было решено сделать не восемь, как изначально планировалось проектом 2012 года, а четыре строительные площадки. Таким образом, проектировщики пересмотрели трассировку тоннелей и удалось уйти от перекрытия большого участка улицы Белинского.

- И улицу Горького полностью перекрывать не будут. Две полосы останутся, при этом и метростроителей не ограничим, - добавил Андрей Левдиков.- Мы постарались выстроить график работ таким образом, чтобы лишь сузить проезжую часть, и горожанам не придется менять привычные маршруты. Это касается в первую очередь дороги от улицы Ошарской до площади Свободы, а также участков на улицах Горького и Большой Печерской. Отмечу, что все работы по временному переносу теплотрасс не отразятся на комфорте жителей.

Генеральный директор ГУММиД Андрей Левдиков обещает, что основные перекрытия планируются не раньше лета 2023 года. / Антон Дерябин/РГ

Новые станции "Площадь Свободы" и "Сенная" планирует запустить в конце 2025-го года. Подготовка будущего котлована в районе площади Сенной идет своим чередом. Сейчас рабочие перекладывают теплосети - там уже возвели временную конструкцию для размещения труб теплоносителя на опорах.

Ведущий инженер МКУ "Центр организации дорожного движения Нижнего Новгорода" Дмитрий Мацкевич сообщил, что площадь Свободы, к сожалению, в любом случае перекроют полностью. Но с улицы Ванеева на Варварскую сделают временную полосу для общественного транспорта, а на Октябрьской и Ошарской расширят полосы движения. На информационных ресурсах Центра выкладываются все схемы движения, собираются и анализируются замечания жителей.

Руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов готов организовать экомониторинг атмосферы на строительных площадках. / Антон Дерябин/РГ

В целом же обо всех изменениях и путях объезда нижегородцев обещают информировать заранее - в СМИ, в социальных сетях ГУММиД и метрополитена, и непосредственно на дорогах. Здесь нижегородские специалисты намерены использовать столичный опыт, о котором рассказал московский урбанист Александр Усольцев. В частности, неплохо было бы выработать уникальный и узнаваемый графический стиль, сделать большие информационные стенды, использовать простой, понятный язык информирования, привлекать блогеров-инфлюенсеров для создания позитивного отношения к строительству. Можно, например, устроить конкурс детских рисунков, дать возможность горожанам самим поучаствовать в оформлении будущих поездов, как это делалось в Москве.

Свои предложения к следующей встрече пообещал подготовить руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов. Он также сообщил о готовности организовать экомониторинг атмосферы в городе на строительных площадках.

Заместитель председателя московского отделения Всероссийского общества охраны природы Георгий Каваносян предложил привлечь специалистов Яндекса, чтобы заранее вносить в навигатор информацию о перекрытии дорог и тротуаров еще до начала работ, чтобы жители знали о необходимости перестраивать маршрут. Такой опыт уже применяется в Москве. Центр организации дорожного движения взял эту идею в работу.

- Я "прогулялся" по сайту московской транспортной системы. В столице бывает до 1000 перекрытий в год. И у каждого такого перекрытия есть своя айдентика - прорабатываются тезисы, цвета, лозунги. Жители должны четко понимать, что они получат и с какими временными неудобствами столкнутся, - добавил блогер.

Доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Александр Иванов: Важно отслеживать любую инженерную деятельность в реальном времени. / Антон Дерябин/РГ

С ним согласился руководитель Центра развития транспортных систем Артем Бафанов.

- У нас есть опыт по организации движения трамваев во время ремонта рельсового полотна на улице Коминтерна. О перекрытии участков мы заблаговременно оповещали всех жителей на всех информресурсах. На период тестового режима было создано экспертное сообщество, которое ежедневно анализировало обращения жителей, - рассказал Бафанов.

Доцент кафедры ЮНЕСКО "Экологически безопасное развитие крупного региона - бассейна Волги" Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александр Иванов обратил внимание на важность отслеживания любой инженерной деятельности города в реальном времени, как это было при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Такая практика снимает многие вопросы и делает комфортным жизнь горожан. Ну а в недалекой перспективе было бы неплохо использовать как ГИС-технологии, так и BIM - масштабную информационную модель зданий и сооружений.

Руководитель проектного бюро DA Зоя Рюрикова тоже отметила важность более прозрачной коммуникации по всем проектам и необходимость привлечения жителей для обсуждения того, каким они хотят видеть свой город.

В заключение встречи блогер Александр Хорьков выразил уверенность, что новые ветки метро расширят возможности инвалидов.

- Я сам инвалид-колясочник. Уже представляю, как удобно будет сесть на Сенной и доехать до площади Горького на метро. Ведь наши тротуары не очень удобны для перемещения колясочников, даже в центре. А с новыми станциями у нас появится больше свободы перемещений.

Кстати

Проект "Метро НН - Наше. Новое" с серией круглых столов направлен на обсуждение общественностью и экспертным сообществом Нижнего Новгорода различных аспектов реализации крупномасштабных транспортных преобразований и городской среды, включая, конечно же, строительство новых станций метро. Мнение экспертов, результаты соцопросов, безусловно, помогут реализовать проект наиболее эффективным образом.

Организаторы: группа компаний "Моспроект-3", Всероссийское общество охраны природы (МГО ВООП), телеграм-канал "Метро НН - Наше. Новое", администрация Нижнего Новгорода, "Российская газета".

Напомним, что 18 ноября организаторы уже провели первый круглый стол по теме: "Исторический центр - повышение доступности и привлекательности без значительных изменений".

ПФО Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика