Было - стало
В транспорте нефти и нефтепродуктов главное - принять их у производителя и доставить потребителю с максимальной безопасностью и под жестким контролем. АО "Транснефть - Прикамье" с этой стратегической задачей успешно справляется в 11 субъектах Российской Федерации, где проходят трубопроводы общей протяженностью 6,5 тысячи километров.
Сердце круглосуточного производства - диспетчерское управление предприятия, где процесс транспортировки контролируется с помощью Единой системы диспетчерского управления. Именно она пришла на смену системе диспетчерского контроля управления (СДКУ).
До внедрения ЕСДУ управление процессами осуществлялось на уровне районных нефтепроводных управлений (РНУ). Сейчас районные диспетчерские пункты отвечают за контроль технологических процессов, а собственно управление полностью перешло в аппарат управления и осуществляется в территориальном диспетчерском пункте.
ЕСДУ - результат интеграции нескольких систем: централизованной системы противоаварийной автоматики, автоматизированной системы контроля "Гидроуклон", систем обнаружения утечек и систем поддержки принятия решений. Предыдущая система позволяла видеть и управлять. ЕСДУ позволяет управлять и помогает диспетчеру: если задвижка закроется, переведет трубопровод в безопасное состояние, при сработке датчиков давления на двух точках остановит перекачку. Интеллект системы позволяет делать это без команды диспетчера.
Как на ладони
Диспетчерское управление объединяет диспетчерскую по транспортировке нефти (центр управления и ситуационный центр), диспетчерскую по транспортировке нефтепродуктов и учебный зал с тренажером. Управляющий центр в диспетчерской по транспортировке нефти, на первый взгляд, представляет единую стеновую видеопанель. Приглядевшись, понимаешь: перед тобой четыре рабочих диспетчерских места по четырем направлениям. Множество экранных форм, многоцветье графиков, схем, сигналов. Диспетчер среди них словно дирижер, от взмаха палочки которого где-то на самом отдаленном участке трубопровода закроется либо откроется задвижка.
Диспетчер следит за параметрами перекачки: давлением, напором, качественными характеристиками нефти. В журнале сообщений отображаются те самые 188 тысяч сигналов. Каждая задвижка как на ладони - на каком километре по какой причине в каком положении. Желтая - закрыта, зеленая - открыта. Связь по селектору либо телефону. Выделить что-то главное в этом царстве сигналов невозможно. Поэтому расположение экранов позволяет видеть все до единого - из поля зрения диспетчера не должен ускользнуть ни один процесс.
Каждый управляющий диспетчер специализируется на своем направлении, но в случае необходимости готов к любой ситуации на любой трубе. В зале с тренажером - точной копией рабочего места управляющего диспетчера - отрабатываются все возможные внештатные ситуации.
Одинаковых не бывает
Как отмечают диспетчеры, одинаковых смен не бывает. Необходимо все 12 часов быть готовым принять решение. Важна способность параллельно держать на контроле несколько ситуаций в течение смены.
- Долго рассуждать времени нет. Надо быстро проанализировать ситуацию, если нужна дополнительная информация, быстро найти и принять единственно верное решение.
У инженеров в отделе есть время подумать, а мы должны действовать здесь и сейчас, как хирурги во время операции, - объясняет старший диспетчер Сергей Шаламов.
Научиться диспетчерскому мастерству можно только на производстве. Поэтому важно, чтобы специалист пришел "с земли", со станции и, видя мнемосхему, понимал, о чем идет речь.
- Желательно, чтобы он начал с оператора объекта, с диспетчерского пункта РНУ - идеальный вариант. Когда человек знает порядок управления на уровне перекачивающей станции, РНУ - он хороший управленец, таких у нас не меньше 90 процентов. Есть и те, кто пришел из смежных отделов АСУТП, эксплуатации, - говорит начальник диспетчерского управления АО "Транснефть - Прикамье" Алексей Большаков, прошедший все ступени от оператора товарного.
На общую цель
Любое действие диспетчера подчинено инструкции, нормативному документу, регламенту. Но специалист думающий всегда найдет, что улучшить и оптимизировать, тем более что на помощь ему пришла система развития "Транснефть" ОПТИМУМ. Сегодня в отделе разрабатывают предложение по улучшению, которое упростит согласование разрешающего документа на производство работ, сэкономит время и трудовые ресурсы.
- Все предложения по улучшению идут от непосредственного исполнителя работ, он знает, как будет лучше и удобнее с учетом безопасности их проведения. Хорошие предложения рождают применение инструментов системы ОПТИМУМ и доверительные отношения в коллективе, - считает Алексей Большаков.
Все, что планируется эксплуатационными службами, начинается и заканчивается в диспетчерском управлении. Принимая решение на основании заданий, диспетчер в указанное время остановит трубу, отсечет участок для выполнения ремонтных работ, по завершении заполнит и запустит трубу в работу.
Очевидно, что оптимизация диспетчерской работы затрагивает ключевые процессы трубопроводного предприятия, повышает их оперативность, надежность и безопасность. Опыт специалиста и интеллект системы работают на общую цель - круглосуточный безопасный транспорт нефтепродуктов и совершенствование нефтепроводной сферы в целом.