Из тех, кому сейчас 31-35 лет, только 58 процентов называют себя причастными к олимпиадному движению. Среди россиян 25-30 лет таких уже 63%, среди опрошенных от 18 до 24 лет - 68 процентов. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады "Траектория Будущего".
Таким образом, практически за 20 лет доля участников школьных олимпиад выросла почти в 1,5 раза. Интересно, что школьные олимпиады популярнее вузовских.
Среди участников школьных олимпиад больше девочек, а вот в студенческой среде тенденция обратная: парни активнее.
Жители городов и сел участвуют в олимпиадах примерно с одинаковым энтузиазмом. А вот количество тех, кто никогда не участвовал в олимпиадах среди сельской молодежи выше.
Всего же в интеллектуальных соревнованиях никогда не принимали участие 24 процента опрошенных. Почему? Причины разные. Чаще всего ребята либо не были уверены в своих знаниях, либо точно знали, что не потянут олимпиадный уровень. Пятая часть признались, что просто не было времени и сил на подготовку.
Участниками олимпиад обычно движет желание расширить кругозор по интересующему предмету, лидерские амбиции и возможность получить дополнительные баллы для поступления в вуз. Есть и те, кому просто нравится соревновательный дух.
Что еще влияет на решение участвовать в олимпиаде? Рекомендации педагога, желание найти единомышленников, престиж, а также денежные награды.
Меньше всего на решение влияют советы родителей, шанс на стажировку или путевку в лагерь.
По мнению опрошенных молодых людей, привлекательность олимпиад в глазах потенциальных участников серьезно бы повысилась в случае гарантий призерам поступить в вуз без экзаменов, хороших денежных призов, а ещё лучше - возможности самому выбрать вариант награды.
- Результаты исследования показывают эффективность системной работы по популяризации олимпиад, - говорит руководитель Международной ИТ-олимпиады "Траектория Будущего" Лариса Семенюк. - За 20 лет произошел серьезный сдвиг в мотивации и восприятии школьниками интеллектуальных испытаний. Важно освещать истории успеха ребят, активно рассказывать о том, как олимпиада повлияла на участников, какие у них произошли изменения в жизни. Это позволяет привлекать внимание других участников и еще раз подтверждает, что при желании все возможно.