Андрей Юрьевич, год у столичного стройкомплекса выдался сложный. Шли работы на целом ряде масштабных пусковых и предпусковых строек: метро, МЦД, крупных скоропомощных комплексах городских многопрофильных больниц. Хватает ли у города средств, рабочих, чтобы ввести объекты в эксплуатацию в намеченный срок?
Андрей Бочкарев: Финансово они гарантированы Адресной инвестиционной программой, дефицита людей мы тоже не испытываем. Как обычно, на объектах городского заказа работают от 70 до 80 тысяч человек. А суммарно в Москве на всех стройках одномоментно заняты до 300 тысяч работающих. Основные сложности были связаны с тем, что многие иностранные компании отказались поставлять нам системы связи, амортизации, пожарной сигнализации. В частности, из 480 тысяч единиц оборудования, необходимого лишь для запуска девяти станций Большой кольцевой лини, 120 тысяч единиц изначально было спланировано закупить в Европе и США. После введения санкций пришлось искать других поставщиков в других странах. Мы с этим справились. Так что все планы по вводу будут выполнены в полном объеме.
Именно пуска Большого кольца метро москвичи ждут больше всего. Технический пуск двух участков - северо-восточного и южного уже прошел. Главный вопрос: когда по Большому кольцу поедут пассажиры?
Андрей Бочкарев: Как и сказал мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, запустим оставшиеся девять станций БКЛ в первом квартале 2023 года. Я напомню, изначально были планы ввести Большое кольцо метро в эксплуатацию только в конце будущего года. Но мы работаем с опережением графика. Сейчас достраиваем четыре последние станции восточного участка - "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский затон" и "Кленовый бульвар". Готовность всей линии - 98 процентов. Но БКЛ - это ведь не только 70 километров рельсов и 31 станция. Для того чтобы кольцо можно было безопасно эксплуатировать, чтобы обслуживать подвижной состав, ведь количество поездов в подземке после запуска БКЛ вырастет более чем вдвое, мы строим два новых депо - "Нижегородское" и "Аминьевское", а еще одно - на Замоскворецкой линии - реконструировали. По сути это огромные заводы, в которых поезда будут обслуживать и ремонтировать. Москвичи же в них получат еще для себя больше 10 тысяч новых рабочих мест.
БКЛ - знаковый объект для миллионов москвичей. Он перезапустит работу практически всей транспортной системы столицы, включая и работу самого метро, и наземного общественного транспорта, и автомобильного движения на магистралях города. Когда в прошлом году мы сдали очередные 10 станций БКЛ, один москвич мне написал: "Большое спасибо. Я теперь могу выезжать на работу на 50 минут позже. Вот сейчас сижу на кухне, пью чай с детьми, потому что знаю: мне нужно всего несколько минут, чтобы добраться до работы на метро. 50 минут утром, 50 - вечером, получается, подземка дарит каждый день мне почти два часа жизни".
Поэтому когда у нас возникают сложности, я напоминаю коллегам: мы строим метро и стараемся сдать его в срок не для того, чтобы получить чью-то похвалу, а чтобы у москвичей изменилась к лучшему жизнь, и как можно скорее.
Интересно было бы узнать: проводят ли строители, образно говоря, работу над ошибками? Например, где-то на станциях пассажирам кажутся лишними лестницы или узкими платформы. Учитываются ли такие замечания в новых проектах?
Андрей Бочкарев: Стройка - один из самых четких, спланированных и регламентированных процессов. Здесь не может быть, что, мол, строили-строили и вдруг обнаружили: забыли сделать выход из метро. Да, иногда слышишь: хорошо бы вестибюль был попросторнее. Но у нас с одной стороны стройплощадки - одни подземные коммуникации, с другой - другие… Вот когда строили в чистом поле инфекционный центр в "Вороновском", то возвели его вместо регламентных трех лет за 37 дней. В плотно застроенном городе другие возможности, и с этим приходится считаться.
Москвичи привыкли, что в нашем городе в год сдается в среднем десять станций подземки. В будущем году, кроме БКЛ, какие еще линии и станции планируется ввести в эксплуатацию?
Андрей Бочкарев: В наших планах в общей сложности запуск 14 станций. Помимо девяти на БКЛ, введем две станции на Солнцевском радиусе - "Пыхтино" и "Внуково". Так, в нашей стране первый аэропорт получит метро. Еще три станции - "Яхромская", "Лианозово" и "Физтех" - откроются на Люблинско-Дмитровской линии. Свое метро придет к жителям района Северный.
А если с учетом трехлетнего планирования строителей заглянуть подальше, в 2025 год? Куда еще подземка придет?
Андрей Бочкарев: По нашей Адресной инвестиционной программе на 2023-2025 годы 27% средств, выделенных на ее реализацию, предусмотрено направить именно на развитие метро. За это время будет построено 39 километров новых линий подземки, 18 станций и еще два депо. В частности, в 2024 году на Троицкой - одной из самых протяженных линий метро - запустим участки от станции "ЗИЛ" до "Крымской" и от "Новаторской" до "Коммунарки". Достроим также в 2024-м станцию "Потапово" Сокольнической линии. Продолжим строительство и проектирование Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий, а так же продление Арбатско-Покровской линии до Гольяново.
В какой стадии работы на станции "Суворовская" Кольцевой линии? Они потребуют перекрытия движения поездов, как это обычно бывает при строительстве новых станций?
Андрей Бочкарев: Конечно же, для того, чтобы вживить новую станцию в действующую Кольцевую линию впервые за столько десятилетий после её запуска, придется сначала построить два обводных тоннеля, по которым мы будем перезапускать поезда. Это очень похоже на байпасы, которые делают при перекладке труб. А потом уже между ними начнем строительство самой новой станции. На период сооружения этих тоннелей верхнюю часть кольца "по кусочкам" придется перекрывать. Мы сделаем все для того, чтобы время перекрытий минимизировать, но, как показывают расчеты, месяца два-три потребуется.
В будущем году начнете строить?
Андрей Бочкарев: Да мы уже приступили. Возле Театра Российской армии организована площадка, которая занимается выдачей породы. Построена шахта, от которой мы и будем пробиваться тоннелями горным способом, часто вручную, к месту будущей станции. Проходческим щитом там работать нельзя, так как для его спуска под землю требуется большой котлован, для которого в этой части города, а это практически центр, места нет. Поэтому строить "Суворовскую" будем долго: лет пять.
Можно ли назвать сроки, когда будет завершено строительство всех Московских скоростных диаметров?
Андрей Бочкарев: Следующий год у нас завершающий для МЦД, которые москвичи воспринимают уже как наземное метро. МЦД-3 и МЦД-4 планируем запустить в 2023 году. Это первый этап, чтобы потом еще можно было достраивать новые остановочные пункты и дооснащать станции. Но работы уже будут вестись на существующих рельсах, а это проще. С МЦД-5, задача которого соединить два направления железной дороги - Ярославское и Павелецкое, - ситуация сложнее. Для их соединения нужно пройти 12 километров фактически по центральной части города. Одним из лучших вариантов представляется сделать это под землей, с помощью двух крупных тоннелей. Но строить их придется не как для метро, а по другой технологии, так как у железнодорожных составов и габариты не такие, как у поездов метро, и ток они получают не через нижний токопровод, а сверху.
Есть план, что на этом участке разместятся четыре остановочных пункта. Нырнет поезд в тоннель возле станции метро "Рижская", затем будет еще три остановочных пункта - в районе Комсомольской площади, Павелецкого вокзала и станции метро "Китай-город". Это самый сложный путь, но и самый оптимальный, так как позволяет связать МЦД-5 с метро и выйти на Павелецкий вокзал.
Когда это может произойти?
Андрей Бочкарев: Не хотел бы пока говорить о сроках, так как еще не принято решение о начале строительства. Проект сложнейший, прорабатываем все концепции.
Но году к 2030-му построите?
Андрей Бочкарев: Надеюсь, пораньше. Пока могу точно сказать одно: затягивать не будем.