18.12.2022 23:08
Экономика

В торговых центрах Москвы свободно до 20 процентов площадей

Текст:  Сергей Жуков
Российская газета - Столичный выпуск: №286 (8934)
Иностранные бренды ушли, и в торговых центрах Москвы все еще встречаются пустующие площади. Тем не менее, по данным министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития столицы Марии Багреевой, у половины ТЦ продажи даже выросли в среднем на 30 процентов. Но некоторым "торгушкам", чтобы выжить, вероятно, говорят специалисты, придется изменить формат и двигаться в сторону создания общественно-развлекательных площадок.
Читать на сайте RG.RU

По оценкам опрошенных "РГ" экспертов, в торговых центрах города сейчас свободно от 15 до 20 процентов площадей. Директор факультета бизнеса университета "Синергия" Кирилл Плохих отмечает, что больше всего страдают крупные комплексы, арендаторы которых расторгли договоры аренды. Небольшие районные ТЦ санкции затронули меньше - там не было многомиллиардных проектов. "В них, как правило, не открывались Zara, H&M, Pull&Bear и другие всемирно известные бренды, - отмечает Плохих. - В основном работают бутики местных предпринимателей, которые привозят товары из Китая или, например, Турции".

Будущее торговых центров, по мнению экспертов, зависит от того, пойдут ли на уступки их владельцы, снизив ставки на аренду, и насколько быстро пустующие места займут новые игроки. "Покупатели ждут возвращения компаний, ради которых они посещали ТЦ, поэтому им сложно переключиться на новые марки, - считает руководитель исследовательской группы Tiburon Research Ирина Бардадымова. - Но непреодолимых барьеров нет: без восторгов, но люди готовы к новым брендам, которые могут прийти на место привычных магазинов. Прежде всего доверие вызывают новые российские и турецкие фирмы, а также производители Китая, Индии, Бразилии". Она добавила, что, по данным недавнего опроса, в котором участвовала тысяча горожан, около половины респондентов заявили, что посещать ТЦ теперь нет смысла, а еще четверть заметили сокращение ассортимента. Причем мужчины отмечали это чаще. "Им сложнее искать альтернативу, - говорит Бардадымова. - Далеко не все российские бренды имеют мужскую линию".

Издательские центры, музеи, авиатренажеры: что предлагают самые необычные библиотеки Москвы

Исполнительный директор компании Glincom Иван Татаринов подтверждает: посещаемость в больших ТЦ упала в среднем на 15 процентов. "Сегодня существуют разные оценки динамики посещаемости - эксперты оценивают снижение в диапазоне от 6 до 25 процентов, - объяснила глава департамента экономической политики и развития города Мария Багреева. - При этом мы видим, что, несмотря на сокращение посещаемости и количества арендаторов, объем выручки, по данным контрольно-кассовой техники, сопоставим с тем же периодом прошлого года". Выручка, добавила она, перераспределилась между оставшимися арендаторами.

По мнению Татаринова, многие убыточные ТЦ в перспективе могут сменить владельцев и переформатироваться в жилье. "Львиная доля торговых центров введена в эксплуатацию еще в 2000-х, - подчеркивает директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян. - Им нужно было менять концепцию и без ухода западных брендов. Скорее всего, стоит развивать досуг и отдых". Еще в ТЦ, добавила основатель агентства Breaking Trends Юлия Загитова, можно открыть новые МФЦ, медпункты, спортзалы и помещения для детских секций и кружков.

Москва Бизнес