По ожиданиям Эльвиры Набиуллиной, возглавляющей Центробанк, в нынешнем году ВВП снизится примерно на 3%, если повезет, падение будет и того меньше. На будущий год она прогнозирует сокращение экономики от 1 до 4%. Более оптимистично Минэкономразвития. Их оценка спада в следующем году - 0,8%, а потом ВВП начнет расти примерно на 2,6% в год.
Мы - люди не такие серьезные, но у нас тоже есть свои скромные соображения о будущем. Мы, чтобы вынести суждение о будущем, в основном смотрим себе под ноги. Например, мы можем без особого труда получить оценки числа аварий на дорогах, которые практически без изъятий фиксируются в системе ОСАГО. А что такое дорожные аварии? Это экономическая активность населения, это деньги граждан, ибо бензин в нашей стране недешев, хотя и намного доступнее, чем на Западе. Это автомобильные перевозки, плотность которых говорит о загрузке бизнеса. И чем больше машин на дорогах, тем чаще аварии, а растущие масштабы перевозок - это хорошие перспективы для экономики страны. То есть транспортные происшествия для простых автомобилистов - безусловное зло, но для хозяйства, как ни странно, это признак развития и устойчивости.
По нашим оценкам, в сентябре на российских дорогах произошло заметное сокращение числа дорожно-транспортных происшествий. Однако с тех пор оно начало восстанавливаться и находится на уровне прошлого года. Поэтому мы считаем, что в ближайшие месяцы экономика будет чувствовать себя вполне сносно. Источниками роста для нее будут увеличение инвестиций в производственное развитие и повышение зарплат. Поэтому падение ВВП в 2023 году кажется нам маловероятным. Вполне возможно, удастся обойтись без сокращения экономики и даже обеспечить небольшой, но положительный рост. Так что проявления потребительской активности, включая сюда дорожные происшествия, позволяют сохранить более оптимистический взгляд на будущее российской экономики.