Алексей Михайлович, Госдума в ближайшее время должна рассмотреть законопроект о расширении сфер применения соцзаказа. То есть получать услуги у негосударственных организаций можно будет по более широкому перечню услуг?
Алексей Лавров: Да, расширяются сферы применения закона. Сейчас соцзаказ реализуется по шести направлениям, планируем добавить еще три сферы. Например, в случае принятия законопроекта возможно внедрить персонифицированный подход в сфере профилактики социально значимых заболеваний.
Аналитические данные свидетельствуют, что определение целевых групп и вовлечение в профилактику такой целевой аудитории позволяет повышать эффективность воздействия для снижения количества социально значимых заболеваний.
Успешные практики сформированы для формирования приверженности здоровому образу жизни.
У негосударственных организаций уже накоплен опыт по проведению таких мероприятий, и применение соцзаказа в этом направлении позволит им реализовывать немедицинскую профилактику на системной основе и применить их успешные наработки по персонифицированному подходу к группам населения, наиболее подверженным таким заболеваниям.
Предполагается, что будет увеличена и доступность физкультурных услуг для граждан. В бассейны или на тренажеры можно будет ходить бесплатно?
Алексей Лавров: Сегодня из бюджета финансируются услуги в сфере спорта высших достижений. Но ведь занятия физкультурой полезны и гражданам, которые не собираются становиться олимпийцами и делать профессиональную спортивную карьеру. И это не менее важно, чем победы на чемпионатах и медали.
В 2021 году законодательно введено понятие физкультурно-оздоровительной услуги. Тогда же определили организации, которые могут их оказывать. И регионы, заинтересованные в развитии физкультурно-оздоровительных услуг, смогли включать их в региональные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ. То есть в рамках реализации законопроекта регионы сами могут определять категории граждан и требования к физкультурно-оздоровительным услугам, которые будут оказываться в рамках социального заказа. Да, определенные категории граждан смогут за занятия в спортзале или бассейне не платить. Где-то акцент будет сделан на детях из многодетных семей, но могут быть и иные подходы. Это решат региональные власти, опираясь на данные о здоровом образе жизни населения.
Сейчас в Башкирии, Ленинградской, Ульяновской и Ярославской областях, Приморском крае власти готовятся определить граждан, которым будет предоставлена возможность посещать физкультурно-оздоровительные занятия за счет бюджета.
И все же: сегодня рынок соцуслуг в основном государственный. Какой резон частникам выходить на него? Им же придется предоставлять соцуслуги бесплатно или по минимальным ценам - им это невыгодно.
Алексей Лавров: Оказание услуг будет происходить не за счет негосударственных организаций. Более того, они уже оказывают такие услуги - например, за гранты. Но какие здесь существуют слабые стороны? Прежде всего, частники оказывают соцуслуги пока очень фрагментарно. И спрогнозировать интерес к тому или иному гранту крайне сложно.
Что дает социальный заказ? Это гарантия того, что частные организации смогут работать наравне с государственными социальными учреждениями, предоставляя бесплатные либо льготные услуги населению. То есть число организаций, предоставляющих социальные услуги, расширится.
Взаимодействие бизнеса и государства в этом случае основано на принципах понятных и прозрачных финансовых потоков.
Это устранит дисбаланс в вопросах финансирования при оказании услуг негосударственными организациями, когда они не получали средства на содержание имущества или получали деньги только по итогам выполненных заданий. Закон о социальном заказе, принятый в 2020 году, ввел равные подходы к расчету объема финансового обеспечения оказания бюджетных услуг и для учреждений, и для негосударственных исполнителей. Теперь за счет бюджетных средств возможно осуществлять текущее финансирование деятельности, а не искать ликвидность на рынке или отказываться от собственных программ развития.
А то, что негосударственная организация прошла отбор для оказания бюджетных услуг, подтверждает ее компетенцию. Для нее это прежде всего репутационный вопрос.
Регионы проявляют интерес к этому механизму?
Алексей Лавров: Безусловно. Если в 2020 году, сразу после принятия закона о соцзаказе, Минфин России начинал работать с 16 регионами, а сейчас их уже 34. В 1,3 раза возросло число получателей услуг в рамках социального заказа - с 3,6 млн человек в 2021 году до 5 млн. человек в 2022 году.
До 1 января 2025 года закон реализуется в режиме апробации. По результатам мониторинга нужно будет принимать решение о формате продолжения этой программы.
Присоединение к программе соцзаказа - решение субъектов РФ. Для этого не надо соответствовать каким-либо критериям. Чтобы участвовать в апробации, достаточно обратиться в Правительство РФ с соответствующей просьбой.
А что такое социальный сертификат?
Алексей Лавров: Это электронный документ, который как раз и дает возможность потребителю услуги выбрать исполнителя. В 2022 году социальный сертификат используется уже в 26 регионах в сфере социального обслуживания, занятости, паллиативной медицинской помощи и туризма. Регионы сами устанавливают, где и как можно использовать социальный сертификат.
Кто и на каких условиях может получить социальный сертификат? В этой части ничего не планируется менять?
Алексей Лавров: Все зависит от сферы.
Так, например, в сфере туризма категория получателей сертификата - школьники 5-9 классов - определена Федеральным проектом "Повышение доступности туристического продукта". В этом году дети из 18 регионов, в числе которых Адыгея, Башкортостан, Красноярский, Ставропольский, Пермский края, Белгородская область и другие, могли отправиться в бесплатные поездки. Путешествия совершили уже более 90 тысяч детей.
В сфере занятости населения получатели социального сертификата на программы дополнительного профессионального образования определены региональным законодательством: в Московской области это граждане в возрасте от 50 лет, в Тюменской области - женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в Ямало-ненецком округе - безработные. Но пока речь идет о небольшом охвате населения такими программами.
Почему? Есть сложности?
Алексей Лавров: Социальный сертификат раньше не использовался гражданами, поэтому требуется разъяснение и подготовка к его применению. В этой связи органы исполнительной власти регионов внедряют новые механизмы постепенно, последовательно наращивая объем и расширяя сферы по мере готовности граждан и организаций. Так, например, с учетом результатов первого года апробации в Московской области использование сертификатов распространено на полустационарное социальное обслуживание, еще в 13 регионах запланировано включение новых сфер в апробацию.
А получатели услуг по соцзаказу, те же дети, довольны? Вы получаете обратную связь от тех, кому оказываются услуги в рамках соцсертификата?
Алексей Лавров: Да, такой мониторинг ведется. Получаем много положительных откликов от школьников, их родителей и педагогов. Например, они отмечают комфортность и удобство размещения в номерах, качественное питание, интересные и познавательные культурные программы. В целом, программа выездной поездки всем понравилась, она вписалась в учебный процесс и мероприятия по патриотическому воспитанию школьников.
Туроператоры также позитивно отзываются о работе в рамках оказания туристических услуг с использованием социального сертификата. Отмечают, что получили доступ к новому источнику финансирования на ясных и прозрачных условиях. И эти оценки будут учтены при принятии решения о расширении проекта в 2023 году. Рассматривается возможность участия в проекте 200 тысяч школьников и 29 регионов: например, Республика Карелия, Алтайский, Камчатский, Хабаровский края, Костромская, Новосибирская, Оренбургская, Псковская, Саратовская, Ульяновская области, город Санкт-Петербург.