19.12.2022 20:58
Власть

Пленум Верховного суда дал принципиально важное разъяснение, когда можно рубить деревья

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Столичный выпуск: №287 (8935)
Пленум Верховного суда РФ сделал принципиально важные разъяснения: граждане могут рубить деревья ради устранения угрозы. Допустим, чтобы защитить поселок от лесного пожара. Или не позволить разбушевавшемуся тополю свалиться на линии электропередачи.
Читать на сайте RG.RU

Юристы давно предупреждают: сегодня человек, неосторожно махнувший топором, рискует оказаться в тюрьме. Если топор свалит невинную елочку или бензопила перепилит березку, то может возникнуть уголовное дело. По статье 260 УК "Незаконная рубка лесных насаждений".

Правоохранители активно набивают руку на тех, кто не держит свои топоры в узде. Например, регулярно на скамью подсудимых попадают граждане, решившие так подзаработать.

Так житель Вологодской области некий гражданин Т. оказался на скамье подсудимых после одной из лесных прогулок с пилой в руках: хотел с помощью даров леса добыть денег на водку.

"Он, взяв рюкзак и ножовку, пришел в лесничество Никольского района и спилил более десяти елей, - рассказали в объединенной пресс-службе судов Вологодской области. - Вырученные деньги со сбора шишек он потратил на алкоголь, сигареты и продукты. Удалось установить, что с первых двух мешков это вышло 1400 рублей".

Однако де-юре это была незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере. "Никольский районный суд Вологодской области назначил Т. наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком на тот же период. Кроме того, суд постановил взыскать с Т. в пользу департамента лесного комплекса Вологодской области 376 720 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду", - сообщили в пресс-службе.

Однако нередко на скамью подсудимых попадают честные трезвенники, не замышлявшие ничего плохого. Юристы рассказывают об уголовных делах в отношении командиров воинских частей, начальников складов, глав администраций поселков и т.п., создававших противопожарные полосы. То есть рубивших деревья там, где мог пройти пожар. Попасть под статью мог, например, и хозяин гаража, на который грозило свалиться дерево. Спилить опасное дерево - означало получить проблемы с законом. Так что приходилось выбирать: или свобода, или гараж.

Теперь Пленум Верховного суда сделал специальные разъяснения: если незаконная рубка лесных насаждений совершена лицом в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни и здоровью граждан либо их имуществу, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным. Соответствующие поправки сейчас внесены в старое постановление Пленума Верховного суда РФ "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Юристы давно предупреждают: сегодня человек, неосторожно махнувший топором, рискует оказаться в тюрьме

В качестве примера Верховный суд привел риски уничтожения или повреждения ценного имущества: автомобиля, жилища и т.д., угрозы повреждения линий электропередачи, а также опасности для социальных объектов населенного пункта из-за лесных пожаров и т.п.

Как отмечает вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов, в целом понятие "незаконная рубка" теперь получило большую четкость. Но, по его словам, необходимы также ментальные изменения в головах правоприменителей.

"В Законе "Об охране окружающей среды" законодателем установлено, что природные ресурсы, в том числе и лес, имеют потребительскую ценность. Вне зависимости от того, в каком состоянии находятся деревья, они обладают определенной стоимостью. На мой взгляд, целью незаконных рубок является не нанесение экологического ущерба как такового, а прежде всего хищение древесины как товара, - говорит Никита Филиппов. - Именно ее полезные потребительские свойства представляют интерес для браконьеров. И таким образом, незаконная заготовка древесины образует идеальную совокупность двух преступлений, и, соответственно, такие деяния квалифицировались по двум статьям УК РФ - 158 и 260".

По словам адвоката, такая практика сложилась в таких регионах, как Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Свердловская области.

"Но в последнее время наблюдается иная тенденция, - продолжает Никита Филиппов. - В связи с расширением строительства автомобильных дорог, часто проходящих через земли государственного лесного фонда, на которое заключаются муниципальные контракты, которые требуют прохождения сложной бюрократической процедуры для получения разрешения на расчистку объектов строительства путем рубки лесных насаждений, появилось большое количество судебных дел о незаконной рубке насаждений".

Однако в таком случае граждане не пытались зарабатывать именно на срубленных деревьях. Нельзя сажать на одну скамью подсудимых мужчину, тайком отправившегося в лес за шишками, и предпринимателя, решившего отремонтировать дорогу.

Что же касается принятого постановления Пленума Верховного суда, то, как подчеркивает Никита Филиппов, расшифровка понятий незаконности рубки лесных насаждений со ссылками на определенные правовые акты позволит сократить время на оценку поведения лица, как добросовестного или недобросовестного, в целях процессуальной экономии.

"Также важным моментом являются разъяснения, которые расшифровывают обстоятельства, исключающие преступность деяния и тем самым юридическую ответственность", - заметил он.

Судебная система Верховный суд