20.12.2022 06:47
Общество

Профессор академии непрерывного профобразования Минздрава РФ Залим Балкизов: Пробелы в нормативной базе препятствуют реальному повышению квалификации врачей

Текст:  Ольга Неверова
Российская газета - Спецвыпуск: Фармацевтика №287 (8935)
Фраза "врач должен учиться всю свою жизнь" уже стала общим местом - никто, кажется, с ней и не спорит. Действительно, медицинская информация удваивается каждые три года, и если доктор за этим процессом не успевает, он вполне может утратить свою квалификацию.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Именно поэтому и была создана система непрерывного медицинского образования (НМО), в которую входят несколько компонентов. О том, как она работает и каковы перспективы развития НМО, "РГ" рассказал генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования (Росмедобр), директор института подготовки специалистов медицинского образования Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России профессор Залим Балкизов.

Залим Замирович, какие изменения в программах НМО произошли в последнее время?

Залим Балкизов: Система НМО включает три основных компонента - дополнительные программы (то, что принято называть циклами повышения квалификации), мероприятия и электронные образовательные модули. Каждый из элементов имеет важное значение. Программы ДПО разной длительности - от 16 до 288 часов - дают знания по отдельным темам специальности, часто практические умения. Различные мероприятия позволяют получить сведения о последних изменениях в специальности, поделиться опытом с коллегами. А электронные образовательные модули - быстро донести информацию в асинхронном режиме до большой аудитории медицинских работников. Система НМО активно развивается, и сегодня уже, наверное, нет медицинских работников, не знакомых с ней в какой-то степени. Участие в НМО стало учитываться при периодической аккредитации медицинских специалистов, что является очень важным этапом ее развития. Отмечается постоянный рост числа участников и образовательных программ дополнительного образования.

Как Ассоциация "Росмедобр" участвует в работе системы НМО?

Беларусь и Россия способны заместить западные технологии в области медицины собственными разработками

Залим Балкизов: Ассоциация "Росмедобр" - это объединение преподавателей медицины. Задолго до регистрации в качестве юридического лица оно участвовало в разработке концепции НМО, реализации пилотного проекта по развитию НМО с участием медицинских профессиональных некоммерческих обществ (МПНКО). Специалисты и руководство общества принимают активное участие в регулировании НМО, включая вопросы оценки мероприятий и учета активности членов аккредитационных комиссий в рамках системы НМО.

Какие цели поставлены перед вашим сообществом? Какова программа его работы в ближайшее время?

Залим Балкизов: Главные цели, которые ассоциация ставит перед собой, - это повышение качества и эффективности медицинского образования, поддержка внедрения инноваций, способствующих улучшению качества медпомощи, в медицинское образование, поддержка профессионального роста преподавателей и других специалистов в сфере медицинского образования. В настоящее время ассоциация участвует в разработке ряда профессиональных стандартов, формирует комитеты для углубленной работы по отдельным направлениям деятельности. Ассоциация создает программы профессионального развития преподавателей медицины, проекты, направленные на развитие исследований и публикаций в области медицинского образования.

Какие пробелы в организации НМО вы отмечаете? Как они могут быть восполнены?

Залим Балкизов: Одной из наиболее важных проблем является недобросовестность некоторых участников системы НМО. К сожалению, часть образовательных организаций дополнительного профессионального образования, как и отдельные медицинские работники, нередко пытаются обходить требования, не занимаясь повышением собственной квалификации. Пробелы в действующей нормативной базе - как федеральных законах, так и в подзаконных актах, регулирующих сферу ДПО, - дают возможность таким организациям, не имеющим отношения к образованию, не располагающим ресурсами и преподавательским составом для реализации программ подготовки врачей, получать образовательные лицензии. В результате они без какого-либо контроля проводят обучение без ограничений по специальностям, в том числе медицинским. Заканчивается это чаще всего фактической продажей свидетельств установленного образца об успешном завершении циклов ДПО. Существует даже отдельная услуга, которая активно развивается на этом рынке. Это так называемое "сопровождение НМО", которое заключается в том, что врачи отдают таким организациям данные для доступа в личный кабинет, а их сотрудники заполняют портфолио врачей бутафорскими свидетельствами. Способствует росту таких недобросовестных организаций и правовой нигилизм медработников, искренне не понимающих, что они участвуют в мошеннических схемах.

Важные направления работы - саморегулирование профессионального сообщества и развитие качественных практик в непрерывном медицинском образовании

Как вы видите решение этой проблемы?

Залим Балкизов: Предложения по решению этой проблемы неоднократно поднимались на разных площадках, включая Национальную медицинскую палату, Совет ректоров медицинских вузов, на заседаниях координационных советов Минздрава России. Однако заложенная в законе об образовании либеральная система допуска организаций на рынок образовательных услуг не позволяет исправить ситуацию. Думаю, способствовать решению в какой-то мере будет активная просветительская деятельность профессиональных НКО.

Для организации НМО очень важен уровень преподавания. Как отбираются преподаватели для реализации этих программ? Какие проблемы тут есть?

Залим Балкизов: Проблемы с качеством преподавания в системе НМО глобальные, корни их были заложены еще в 90-х годах, когда профессия преподавателя потеряла привлекательность. В результате мы имеем большое количество преподавателей пенсионного возраста, зачастую уже оставивших клиническую деятельность и не владеющих современными сведениями в своей специальности и эффективными методами преподавания. Это, в свою очередь, демотивирует врачей, делает курсы повышения квалификации неактуальными. Единой системы подготовки преподавателей не существует, в вузах, как правило, организуются собственные кафедры педагогики, которые и формируют программы обучения преподавателей. Зачастую сотрудники этих кафедр не имеют медицинского образования, что также не способствует улучшению практики преподавания. Одна из задач нашей ассоциации - формирование системы подготовки преподавателей, внедрение единых подходов к их обучению, помощь во внедрении эффективных методик в образование.

Эксперты: Какие решения позволят повысить доступность инновационной терапии и лекарственного обеспечения

Какими вы видите перспективы развития НМО?

Залим Балкизов: Главные перспективы развития связаны с реформированием правовой базы, усилением регулирования в сфере ДПО, направленной на устранение недобросовестных организаций с рынка образовательных услуг в здравоохранении. Отдельная важная точка развития - это саморегулирование профессионального сообщества, развитие качественных практик в организации образовательных мероприятий для НМО. Конечно, важна активная позиция образовательных организаций, учет требований заказчиков образовательных услуг - работодателей, органов управления здравоохранением - и формирование актуальных программ в сфере ДПО.

Здоровье Образование