Как сказал Сергей Прокопьев, который в октябре принял командование МКС от астронавта ESA Саманты Кристофоретти, на борту царит рабочая обстановка. "У нас много научных экспериментов, которые мы готовы выполнять. Сейчас внекорабельная деятельность немножко отложена, но я надеюсь, что дальше продолжится", - сказал Прокопьев.
Напомним: 15 декабря из-за повреждения холодильника-радиатора, расположенного на приборно-агрегатном отсеке пристыкованного к МКС корабля "Союз МС-22", был отложен очередной плановый выход в открытый космос по российской программе. По предварительной информации, причиной ЧП могло быть попадание микрометеороида или космического мусора.
По словам Сергея Прокопьева, подобные нештатные ситуации экипажи проходят при подготовке к полету. "Поэтому для нас все идет так, как мы отрабатывали на Земле", - отметил он.
В свою очередь Юрий Борисов сказал: "Хочу, чтобы вы знали, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить вашу безопасность и ваше штатное возвращение на Землю. Желаю вам приятного продолжения полета, самое главное - хорошего настроения и здоровья".
В свое время легендарный космонавт, Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов рассказывал, что на тренировках они отрабатывали действия в трех тысячах аварийных ситуаций. А сейчас? Вот что говорил в интервью "РГ" командир отряда космонавтов "Роскосмоса", Герой России Олег Кононенко:
- Давайте разберемся в современных терминах. К аварийным относятся ситуации, связанные с угрозой для жизни экипажа и потерей пилотируемых корабля или станции, а также требующие немедленного вмешательства всех членов экипажа. Для МКС это разгерметизация, пожар, утечка токсичных веществ (аммиака). Для корабля - разгерметизация и пожар.
Нештатная ситуация - ситуация, сложившаяся в результате появления замечаний или отказов, приводящих к изменению штатной программы полета. Есть расчетные и так называемые нерасчетные. Расчетная - это нештатная ситуация, способы и средства выхода из которой предусмотрены и внесены в полетную документацию. В бортовой документации по российскому сегменту МКС их около 170. И около 70 в бортовой документации по пилотируемому кораблю. Нерасчетная - та, способы и средства выхода из которой не были предусмотрены и не внесены в полетную документацию. И подобные ситуации моделируются на тренажерах во время тренировок экипажей. Каждая - предмет дискуссии между космонавтами, инструкторами, специалистами и разработчиками систем. И нередко такая дискуссия заканчивается доработкой бортовой системы.
Кстати, Олег Кононенко вместе с Сергеем Прокопьевым в декабре 2018 года совершили беспрецедентный по сложности и риску выход в открытый космос: когда пришлось вскрывать внешнюю обшивку станции. На орбите это было впервые. Напомним: тогда в августе стало известно об утечке воздуха на МКС, источником которой стало отверстие в "Союзе". Дыру оперативно заделали, герметичность станции восстановили. А в декабре наши космонавты обследовали место отверстия снаружи. Они вскрыли часть обшивки корабля, чтобы снять необходимые соскобы. Работали резаком и ножницами по металлу. Теплоизоляцию вскрывали именно резаком. А затем ножницами разрезали и с помощью зажимных клещей отогнули микрометеоритную защиту. Когда Кононенко доложил, что обнаружил отверстие, ЦУП подтвердил: "Да, мы его тоже наблюдаем".
Центр подготовки Космонавтов