21.12.2022 17:58
Экономика

В Мурманске надеются, что морской рыбный порт продолжит свое развитие

В Мурманске надеются, что морской рыбный порт продолжит свое развитие
Текст:  Иван Зароков
Российская газета - Федеральный выпуск: №290 (8938)
Мурманский морской рыбный порт называют "воротами в Арктику". Недавно по решению суда контролирующее его лицо лишилось акций порта из-за того, что его признали иностранным инвестором. "Решение суда, каким бы оно ни было, должно быть исполнено. Главное, чтобы порт развивался, бюджет получал налоговые поступления, а местные жители были с работой. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что собственник - мурманчанин, и все эти годы он, несмотря на сложности, обеспечивал развитие портовой инфраструктуры, добивался роста грузооборота, обновлял оборудование, выполнял все социальные обязательства перед сотрудниками", - отметил депутат Мурманской областной Думы Александр Макаревич.
Читать на сайте RG.RU

В самом порту с национализацией порта не согласны и намерены подавать апелляцию. Мурманский морской рыбный порт имеет стратегическое значение не только для региона, но и для страны в целом. В арктической зоне России это единственный незамерзающий порт, через который перевозки осуществляются круглогодично. Его называют "воротами в Арктику", ведь именно в Мурманске начинается самый сложный, но в то же время принципиально важный участок Северного морского пути, который позволяет перевозить грузы с Дальнего Востока на Запад России и обратно. В "лихие девяностые" порт пришел в упадок. По данным Российского аукционного дома, первые попытки его приватизации начались в 2011 году, но оказались безрезультатными. Лишь в 2015 году порт нашел своего покупателя. ООО "Купец" приобрело его за 1 миллиард 26 миллионов 831 тысячу рублей, в ходе торгов между четырьмя участниками цена продажи превысила начальную на 44 процента. "Покупатель является крупным игроком рыбной отрасли, который много лет работает на территории ММРП и собирается поднять "рыбное" направление порта на качественно новый уровень. Параллельно инвестор будет развивать другие портовые направления - нефтяное и угольное", - сообщил после сделки Российский аукционный дом в своем релизе.

Средства на покупку порта ООО "Купец" получило от АО "Зевс", возглавляемого бизнесменом Александром Романовым. А эта компания, в свою очередь, получила средства в качестве займа от зарегистрированной на Кипре компании C.I. Falcon Limited. Впоследствии C.I. Falcon Limited провело ряд сделок по переуступке права требования, кроме того, ООО "Купец" в 2020 году присоединилось к АО "Зевс". Все это привело к тому, что контролирующими лицами порта стали дети Романова. Летом 2021 года Управление ФАС по Мурманской области обратилось в суд с требованием признать ничтожными все сделки по переуступке права требования, а впоследствии уточнило требования и попросило списать все акции со счета АО "Зевс" и Полещука Д.А. в доход Российской Федерации, а также лишить Даниила Полещука и Анастасию Креславскую права голоса на общих собраниях акционеров.

Собственники порта в Мурманске остаются без компенсации и с долгами, ведь средства на его покупку были заемные

В октябре 2022 года решением Арбитражного суда Мурманской области иск антимонопольного ведомства был удовлетворен. В самой по себе передаче права требования ничего необычного нет. Такие сделки регулярно совершаются крупными компаниями. Как следует из текста решения суда, главной причиной иска стало то, что в число лиц, участвующих в череде сделок, входит иностранный инвестор. Согласно Федеральному закону № 57 от 29 апреля 2008 года "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", сделки с участием иностранных резидентов на особо важных предприятиях должны предварительно согласовываться с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Такого согласования не было. В решении суда указано, что у "Зевса" имелись займы в иностранных компаниях, соответственно, если бы собственник не смог исполнить свои обязательства перед кредитором, то иностранный инвестор мог бы получить право контролировать решения, принимаемые на общем собрании.

В АО "Зевс" на судебных заседаниях заявляли, что иностранного вмешательства в дела порта никогда не было, поскольку тот самый бизнесмен Александр Романов является налоговым резидентом России, более того, он является и учредителем иностранных компаний, которым переуступались права требования с 2017 по 2020 год. У Романова имеются справки от ФНС России, что он - не иностранный резидент. Это, как заявляли на заседаниях представители ответчика, ключевой момент, ведь если сделки по переуступке совершаются гражданами России между собой, то никакого предварительного согласования не требуется. А у иностранных компаний, учредителем которых являлся Романов, не было собственной воли к тому, чтобы устанавливать контроль над российским предприятием. Арбитражный суд Мурманской области, вынося решение не в пользу нынешних собственников порта, применил другой подход к определению статуса резидента.

"В периоде с 2020 года по текущую дату Романов А.А. находился на территории Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, утратив при этом статус налогового резидента РФ (в понимании пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ), в связи с чем на него не распространяются исключения из-под сферы действия Закона № 57-ФЗ, предусмотренные частью 9 статьи 2 Закона № 57-ФЗ", - говорится в решении Арбитражного суда Мурманской области. Доводы АО "Зевс" и АО "ММРП" об отсутствии необходимости предварительного согласования сделок суд отклонил. Таким образом, акции порта уходят в доход государства, собственники остаются без компенсации и с долгами, ведь средства на покупку порта были заемные. Речь идет о сумме свыше 10 миллионов евро.

По утверждению собственников порта, за семь лет ими многое было сделано. На судебных заседаниях они утверждали, что с 2016 по 2021 год выручка порта выросла на 22 процента, объекты портовой инфраструктуры приведены в порядок, было закуплено новое оборудование, появился у порта собственный отдел транспортной безопасности с дополнительными рабочими местами. Продолжает расти грузооборот, например, в ноябре этого года через него прошло 36,4 тысячи тонн грузов, что на 85 процентов больше, чем в прошлом году.

Собственники порта подготовили апелляцию на решение суда. В компании указывают, что все эти годы работа велась эффективно. Экономическая обстановка в стране сейчас сложная. То, что России не требуется национализация, было особо подчеркнуто на дискуссионной площадке в рамках недавнего заседания "Валдайского клуба". Да и Генеральный прокурор РФ на сентябрьском Восточном экономическом форуме твердо обещал защищать интересы добросовестного бизнеса. Под санкциями находится не только государство в целом, но и отдельные предприятия. На этом фоне обдуманные и взвешенные решения нужны как никогда. Есть буква закона, а есть конкретная ситуация, в которой важно принять решение, которое отвечало бы интересам города и страны в целом.

Экономика