Речь об этом шла на декабрьском заседании Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты, где состоялся День Красноярской железной дороги. Это ежегодное мероприятие, на котором транспортники и бизнесмены сверяют свои планы.
В этот раз главной темой встречи стали сложности с логистикой, которые возникли на фоне санкционного давления: произошла резкая переориентация грузов на Восток. Холдинг РЖД, по мнению предпринимателей, в непростых условиях все же обеспечивает спрос на грузовые перевозки на твердую пятерку.
- Единственный, кто у нас является индустриальной, мощной организацией, способной быстро реагировать на внешние вызовы, это компания "Российские железные дороги". Красноярская магистраль является одним из крупнейших экономических субъектов нашего региона. Многие вопросы развития наших предприятий мы можем решить, только взаимодействуя с КрасЖД. И мы всегда находим оптимальные решения. Сейчас это особенно актуально и для крупных предприятий, и для малого бизнеса, в связи с тем, что идет поиск новых рынков сбыта, меняется логистика и география маршрутов, - заявил "РГ" руководитель ЦС ТПП Рафаэль Шагеев.
Начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин, рассказывая о ситуации на рынке железнодорожных перевозок, напомнил, что Восточный полигон БАМа и Транссиба переживает масштабную модернизацию: здесь строятся новые пути, тоннели, мосты. Работы не останавливаются ни на минуту.
Возникшие у грузоотправителей сложности в экспорте продукции через привычные западные и южные маршруты заставили их оперативно перестраивать логистику, зачастую переключаясь на порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы Транссиба.
- В марте, в соответствии с решением Правительства РФ, было приостановлено действие Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Перевозки грузов осуществляются в соответствии с Временными правилами определения их очередности: установлена приоритетность для специальных, воинских и высокотехнологичных грузов, а также внутрироссийских перевозок независимо от рода грузов. Перед РЖД стоит задача оптимально использовать мощности инфраструктуры Восточного полигона, выстраивая эффективную логистику в условиях масштабного разворота грузов на Восток, - отметил Туманин.
В целом такие меры уже сохранили более 700 российских компаний, которые оказались отсечены санкциями от привычных рынков сбыта. А это около 300 тысяч рабочих мест.
Красноярские железнодорожники предлагают грузоотправителям наиболее оптимальные маршруты для доставки их продукции по России и за рубеж.
Так, в 2022 году на КрасЖД добавилось 21 новое направление из Красноярского края в Ростовскую, Тюменскую, Иркутскую области и Республику Карелия, а также в Краснодарский край.
Такой подход для краевого бизнеса и промышленности особенно важен, поскольку абсолютно все массовые грузы транспортируются из Сибири по железной дороге.
- КрасЖД оказывает содействие в поиске маршрутов для переориентации грузопотоков. Например, для экспортеров есть возможность увеличения перевозок по транспортному коридору Север - Юг: через Россию, Кавказ и Центральную Азию, - рассказал Алексей Туманин.
Кстати, погрузка КрасЖД по итогам 2022 года прогнозируется на уровне 78,1 миллиона тонн - она немного превысит результаты года предыдущего. Объемы железнодорожникам удалось сохранить даже в условиях заметного снижения экспорта: это произошло за счет переориентации грузов на внутренние рынки.
Нововведения касаются не только географии перевозок - тестируются новые сервисы. Например, КрасЖД обкатывает услугу "Зерновой экспресс" - это резервирование вагоно-мест и доставка сельхозпродукции из Ужура во Владивосток в грузовых поездах, следующих по расписанию. Кроме того, в этом году КрасЖД в несколько раз нарастила объемы отправки угля в контейнерах: такой способ повышает эффективность перевалки на пограничных станциях при смене подвижного состава для разной ширины колеи. Впервые организована перевозка в контейнерах оpen top отечественного производства цветной руды. Сырье доставили со станции Минусинск в Узбекистан.
Важнейшая задача, которую успешно решают железнодорожники, - цифровизация и автоматизация бизнес-процессов. В этом году в компании запущен новый сервис, получивший название "РЖД-Маркет". Это первый в России железнодорожный маркетплейс, который дает возможность участникам рынка расширить каналы сбыта своих товаров и увеличить объем продаж. Он позволяет осуществлять поиск, продажу и покупку товаров с доставкой до конечного потребителя с учетом оптимального транспортного решения.
Сейчас Восточный полигон РЖД, частью которого является Красноярская железная дорога, функционирует в условиях максимальной нагрузки на инфраструктуру. При этом планы по его модернизации реализуются в полном объеме: к 2024 году провозная способность этого коридора должна вырасти до 180 миллионов тонн в год. Вклад КрасЖД в этот большой процесс заключается в реализации инфраструктурного проекта по обновлению транзитного участка Междуреченск - Тайшет, - он же является главной транспортной артерией для вывоза массовых грузов из Хакасии и Красноярского края.
Работы на этом направлении красноярские железнодорожники ведут уже не первый год. С момента старта проекта введено в эксплуатацию почти 200 километров новых путей. Обновились десятки инженерных сооружений, энергообъекты, системы автоматики и телемеханики. В результате пропускная способность линии Междуреченск - Тайшет уже увеличилась на 65 процентов.
Но текущие события, подтвердившие огромное значение восточного вектора для экономики, заставили еще больше сконцентрироваться на наращивании пропускных и провозных способностей стратегически значимого участка.
В 2022 м здесь, наряду с прокладкой вторых путей, велось интенсивное обновление энергосистемы. В частности, завершена реконструкция двух тяговых подстанций. Одна из них - Саянская - не только обеспечивает надежное энергоснабжение самых сложных горных перегонов Красноярской магистрали, но и имеет социальное значение. Через подстанцию осуществляется электроснабжение населенных пунктов Саянского, Партизанского и Рыбинского районов Красноярского края.
Реконструкция Восточного полигона расширит возможности транзита и положительно скажется на перспективном росте перевозок внешнеторговых грузов практически из всех регионов России, в том числе - обеспечит рост уникальной экономики Красноярского края.
Справка "РГ"
Вклад компании в ВВП России в 2021 году составил 5,5 процента. В ОАО "РЖД" работает 720 тысяч человек. Это почти четверть сотрудников всей транспортной системы страны. Объем инвестиционной программы Красноярской железной дороги на текущий год - порядка 31 миллиарда рублей.