21.12.2022 17:39
Авто

Автопарк России продолжит расти, но будет стареть

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №290 (8938)
Автопарк в России продолжит расти, но будет стареть. Продажи автомобилей восстановятся, но еще не скоро. Зато ситуация на авторынке поможет стремительно развиться производству и продаже электромобилей. В общем, автомобильную отрасль ждут любопытные перемены. Такой вывод можно сделать из исследования авторынка, которое провели финансово-инвестиционная компания Advance Group совместно с агентством Vinci Agency.
При дефиците новых автомобилей и роста их стоимости оживает рынок подержанных машин. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Как отмечается в этом исследовании, за первые 9 месяцев 2022 года объем продаж новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России сократился примерно на 60 процентов относительно аналогичного периода 2021 года. Он составил около 507 тысяч автомобилей. Согласно прогнозу минпромторга, объем продаж машин по итогам 2022 года составит 750 тысяч, что на 55 процентов ниже уровня 2021 года. Это можно считать самым масштабным падением продаж за последнее десятилетие.

Как уже не раз писала "Российская газета", снижение продаж связано не только с дефицитом автомобилей, но и с насыщением платежеспособного спроса. Цены выросли настолько, что далеко не каждый может позволить себе автомобиль.

Но, как считают авторы исследования, рост цен на автомобили продолжится. Они напомнили, что в 2021 году объем рынка новых легковых автомобилей составил 3,1 триллиона рублей. Это рекорд за всю историю российского рынка. Результаты 2021 года на 22 процента выше значений 2020 года. Но, несмотря на рост цен, в 2021-м продали больше машин, чем годом ранее. По итогам 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля выросла на 20 процентов. Эта тенденция продолжилась в 2022 году и усугубилась увеличением дефицита новых автомобилей в России. В августе 2022 года цены на "народный" автомобиль Lada выросли от 13 до 57 процентов (в зависимости от модели) по отношению к январю 2022 года.

По итогам 2022 года объем рынка составит 1,5 триллиона рублей, что на 49 процентов ниже результатов 2021-го. Однако вполне сравнимо с результатами 2016-го. Судите сами. Итог этого года составит 750 тысяч автомобилей за 1,5 триллиона рублей. В 2016 году было продано 1,4 миллиона машин за 1,7 триллиона рублей.

На фоне роста цен на автомобили и снижения доходов населения россияне меньше покупают новые автомобили, из-за чего российский автопарк продолжает стареть - на конец 2020 года доля машин старше 10 лет была 59 процентов, а в 2022 году может составить 66 процентов. Средний возраст автомобилей в РФ составляет 14 лет.

Правовые аспекты дорожного движения эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Ожидается, что, пока российский автопром будет восстанавливаться до прежнего уровня, автопарк продолжит старение, что приведет к повышению потребления автозапчастей и услуг сервисов.

С какими автомобилями придется соперничать новому кроссоверу "Москвич 3"

Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года внутри страны хорошо налажено производство так называемых компонентов первого уровня (корпусные детали), но высокотехнологичные материалы в основном импортируются. Речь идет, например, о клапанах, кольцах поршня, катушках зажигания, форсунках и прочем.

Доля электроники в структуре себестоимости автомобиля стабильно растет последние десятилетия - в среднем с 20 до 40 процентов с 2000 по 2020 год соответственно. В связи с этим одним из ключевых факторов является проблема налаживания внутреннего производства таких компонентов.

/ Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Владимир Баршев

Как отмечают авторы исследования, несмотря на падение продаж новых автомобилей в этом году, объем продаж электромобилей по итогам девяти месяцев вырос на 30,4% и составил 1804 автомобиля. По итогам четвертого квартала темп роста сохранится, и годовой объем продаж электромобилей в России в 2022 году составит 2,9 тысячи штук.

Парадоксально, но, возможно, структурные изменения рынка могут дать возможность ускоренного развития для сегмента электромобилей.

На конец 2020 года доля машин старше 10 лет была 59%, а в 2022 году может составить 66%. Средний возраст автомобилей в РФ составляет 14 лет

Снижение стоимости производства электрических батарей будет основным драйвером роста продаж электромобилей. Основные факторы удешевления производства - ввод новых гигафабрик, модернизация технологий производства батарей.

А главный сдерживающий фактор - это инфраструктура для такого транспорта. 1300 зарядочных станций явно недостаточно ни для страны, ни для того количества автомобилей, которые уже есть на рынке. А согласно стратегии к 2035 году объем продаж электромобилей может достигнуть уровня 270-450 тысяч.

Российский автопром