Размер пошлины, перечень конкретных позиций и стран еще не определены - пока в минэкономразвития и минфине только обсуждают такую возможность, пишет "Коммерсант". На запрос "РГ" в министерствах не ответили.
По данным NielsenIQ, ассортимент пива в российских магазинах в январе - сентябре оставался стабильным. При этом доля импорта продолжает снижаться. Если в январе было доступно в среднем 15 товарных позиций импортного напитка, то к сентябрю их количество упало до девяти. Зато число локальных брендов увеличилось с 56 до 60, пива, выпускаемого по лицензии - с 34 до 36. При этом и цены на импортное пиво подскочили более чем на 20%.
С конца зимы российский рынок покинули, например, Budweiser, Pilsner Urquell, Guinness. Приостановлено производство бренда Leffe в России. В первую очередь ушло пиво из Великобритании и США - в частности, Shepherd Neame, Samuel Smith или Sweet Water (данные ресурса PROFIBEER). Ушедшие марки заменяют Prazacka, Zubr, Bakalar (Россия, Чехия). Рестораторы говорят, что выпавшие ниши уже заменены аналогами. Однако потребителю, идущему за Guiness, не так-то просто предложить что-то стоящее взамен.
Импорт пива в Россию с начала года упал примерно на 35%, оценивает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Больше всего просели поставки из Германии, Бельгии, Чехии, на долю которых в общей сложности приходилось около 60% импорта. Почти свелись к нулю и без того небольшие поставки из Великобритании и США. Возможное введение пошлины эксперт называет "неоправданным с экономической точки зрения протекционизмом в ущерб потребителям". И денег больших собрать с оставшегося импорта не получится, и потребителя еще ограничат в выборе. Зато это будет на руку отечественным пивоварам, особенно если говорить о сегменте баров и ресторанов. Там доля импортного пива всегда была выше (около 25%). С введением пошлины оно подорожает еще. На этом фоне выиграет, безусловно, российский напиток. При этом ставка будет сделана не на массовые доступные марки пива, а скорее, на локализованный продукт, считает Шапкин. Все-таки посетитель приходит в бар не за тем, чтобы выпить условно "Жигули". В этой ситуации куда удобнее избавиться от конкурента с помощью пошлины, но предложить потребителю тот же импорт, который разлит на местном заводе. Российские пивовары не скрывают, что верят в потенциал локализованных брендов.
Без газа нет пива
Не успев оправиться от вызванного пандемией серьезного падения спроса, немецкие пивовары столкнулись с новыми проблемами. Весной они фактически потеряли один из крупнейших экспортных рынков - российский. В прошлом году из Германии в Россию было поставлено около двух миллионов гектолитров пива, что составило почти 13 процентов от общего объема экспорта. Больше немцы отправили только в Италию. Уходить из России немецких производителей, конечно, никто не заставлял, и некоторые действительно остались. Но многие, и в первую очередь крупные компании, видимо, решили, что имиджевые потери важнее финансовых. Сводных данных по немецкому пивному экспорту за текущий год пока нет, но очевидно, что цифры будут заметно ниже прошлогодних. Так, например, поставки из Баварии в Россию уже к лету сократились почти в 3,5 раза - с 78 тысяч гектолитров в январе до 23 тысяч в июне. По остальным немецким регионам показатели, скорее всего, будут сопоставимыми.
Впрочем, основные сложности сейчас возникают уже на этапе производства напитка. В пищевой промышленности пивоварение является одной из самых энергозатратных отраслей. Энергия требуется как для подготовки солода, так и для поддержания нужных температур во время приготовления сусла и сбраживания. Некоторые пивоварни пытаются переходить на возобновляемые источники, но пока без особого успеха - большинство производителей по-прежнему зависят от газа в силу его энергоемкости. "Без газа нет пива" - эта фраза, произнесенная главой компании Veltins Михаэлем Хубером, стала в этом году чуть ли не лозунгом немецких пивоваров. К тому же газ необходим для производства бутылок и пробок, без которых в пивном деле тоже никак не обойтись.
В конце сентября немецкие пивоваренные ассоциации обратились к правительству с очередным призывом о помощи, заявив, что время на часах "судного дня" пивной отрасли показывает без пяти двенадцать - компании не справляются со всеобщим подорожанием и находятся на грани разорения. Расходы на энергию выросли по сравнению с прошлым годом в десять раз, сырье и упаковка подорожали как минимум вдвое. Ко всему прочему начались перебои с углекислым газом. Его тоже получают из природного газа в качестве побочного продукта при производстве удобрений, но из-за резкого подорожания сырья многие заводы встали, в результате чего образовался острый дефицит. Вслед за производителями удобрений, пивоварням, не имевшим больших запасов СО2, также пришлось останавливать свое производство.
Подготовил Василий Федорцев