24.12.2022 11:10
Культура

Подводим итоги года: музыкальный театр в 2022-м

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №296 (8944)
Сразу уточню: под термином "музыкальный театр" теперь принято подразумевать оперетту и мюзикл. Академические жанры - опера и балет - отдельная песня.
Роль Салли Боулз, сыгранная Александрой Урсуляк в "Кабаре", вошла в число лучших работ года. / Предоставлено Театром наций, Москва
Читать на сайте RG.RU

Оперетте в этом году жилось значительно хуже, чем мюзиклу, - ее не было ни на "Золотой маске", ни в программе "Музыкального сердца театра". Она еще скорее жива, чем мертва, но уже считается неконкурентоспособной.

Хотя в реальности очень успешные, даже уникальные постановки появлялись - например, "Робинзона Крузо" в версии Оффенбаха открыли московской публике в МАМТе, "Боккаччо" Зуппе - в Свердловской музкомедии.

/ Фото Татьяны Андреевой

В сфере мюзикла наиболее заметные премьеры последних двух лет прошли в Москве ("Куртизанка", "Каприз императрицы", "Князь Серебряный" в Театре оперетты, "Онегин" на Таганке), Новосибирске ("Фома", "Великий Гэтсби"), Екатеринбурге ("Одолжите тенора", "Маскарад" в Музкомедии, "Сирано де Бержерак" в Театре мюзикла), Кемерово ("Рок"), Хабаровске ("Алые паруса"), Тюмени ("Семейка Аддамс"). Тюменский спектакль ставлю в список с оговоркой: он играется без оркестра, под "минусовку", и тем резко выбивается из ряда полноценных профессиональных постановок. Но он награжден "Золотой маской", отмечен премиями "Музыкального сердца театра" и для города, где нет музыкальных театров, конечно, стал событием.

Активно развиваются камерные формы жанра: лучшим спектаклем в конкурсе "Музыкального сердца театра" признано "Кабаре Терезин" Сергея Дрезнина в постановке Нины Чусовой, петербургский "Приют комедианта" успешно реализовал на сцене инста-мюзикл "Дорогой мистер Смит" на двух актеров, придуманный Алексеем Франдетти с музыкой Пола Гордона. Расширяется география жанра: азартно играет "Летучий корабль" Максима Дунаевского, например, орловский театр "Свободное пространство" - этот детский мюзикл, вдохновленный замечательным мультфильмом Гарри Бардина, вошел в число самых репертуарных.

/ Предоставлено Театром на Таганке

В самом конце года выпустил мировую премьеру мюзикла "Петр I" Фрэнка Уайлдхорна на либретто Константина Рубинского Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии; о нем не могу судить - пока не видел. Но Рубинского можно поздравить: он опять самый востребованный драматург в этом жанре - только в 2022-м у него вышли премьеры в Петербурге (сразу две), Екатеринбурге (тоже две), Новосибирске и Ростове-на-Дону, не говоря о десятках названий, которые постоянно в афишах.

Премьера мюзикла "Кабаре" в Театре Наций стала одной из главных сенсаций московской музыкальной жизни

Щемящее чувство прощания оставляет нежнейший, совершенно акварельный спектакль Свердловской музкомедии "Маленькая серенада" одного из столпов Бродвея Стивена Сондхайма - последняя работа классика музыкальной режиссуры Кирилла Стрежнева; оба ушли из жизни в этом году. Эта премьера примечательна уже тем, что вслед за "Суинни Тоддом" Таганки впервые познакомила нашу публику с крупнейшим композитором этого жанра XX-XXI веков.

Но если говорить о главном событии театрального года - это безусловно "Кабаре" Джона Кандера, поставленное в московском Театре наций Евгением Писаревым - ничего более совершенного на музыкальных сценах не появлялось со времен "Норд Оста".

Это реальный шедевр, своего рода уникум: едва ли не впервые театральный спектакль оказался по всем параметрам сильнее и глубже классического, доселе никем не превзойденного фильма. У всех на памяти киномюзикл с Лайзой Миннелли, состязаться с ним, считается, невозможно. Картина Боба Фосса в сознании ценителей заняла столь важное место, что все забыли о ее первооснове - одноименном бродвейском шоу, где и либретто драматичнее, и музыка играет иную роль: это не просто номера берлинского ночного клуба "Кит Кат", косвенно оттеняющие ход эпохи, но полноценные характеристики персонажей, попавших в набирающую скорость фашистскую мясорубку - до предела накаленная музыкальная драматургия.

/ Предоставлено фестивалем "Музыкальное сердце театра"

В кино усохли сюжетные линии, которые в спектакле потрясают трагизмом - в частности, судьба фрау Шнайдер и герра Шульца, на склоне лет решивших быть вместе, пока нацисты не открыли бедняжке страшную истину: ее будущий муж - еврей! Роль фрау Шнайдер стала этапной для Елены Шаниной - большой актрисы, когда-то непревзойденной Кончиты из "Юноны и Авось" Ленкома, а потом необъяснимо пропавшей с глаз зрителей.

"Кабаре" в Театре наций - спектакль командный, в нем вообще нет изъянов. Собранный режиссером ансамбль актеров, пришедших в большинстве из драмы, поражает безупречной музыкальностью: ни одной неточной интонации, и редко встречаешь вокал, настолько слитый с драматической игрой, из нее выросший, ее углубляющий. Мне повезло увидеть оба состава исполнителей, и я не знаю, кому отдать предпочтение.

Салли Боулс и у Александры Урсуляк, и у Юлии Чураковой - обнаженный нерв, трагическая клоунесса на грани самоуничтожения, на наших глазах проживающая целую жизнь с ее тлеющими, вспыхивающими и умирающими надеждами. Конферансье у Дениса Суханова и Олега Савцова - яркие, незабываемые индивидуальности; в их развязности, в их скабрезных шуточках отразились сразу все времена, тупо ступающие на одни и те же грабли. В роли заезжего американца Клиффорда Брэдшоу - Сергей Кемпо, актер универсальный, но я не предполагал, что настолько.

Блистательно придумана и воплощена любая из фигур кабаретного кордебалета. Музыка Кандера мастерски, любовно и в высшей степени компетентно аранжирована Евгением Заготом, хореография Дмитрия Масленникова, как и требуется в этом сюжете, тоже "на грани", но нигде грань не пересекает, зато сполна выражает обреченность этого пира в годину разгорающейся чумы.

/ Предоставлено фестивалем "Музыкальное сердце театра"

Единственно правильным, но для наших сцен новаторским стало решение петь все музыкальные фрагменты на языке оригинала - на английском и немецком (тексты переведены титрами). И это не выглядит смесью французского с нижегородским - в спектакле достигнута редчайшего уровня органика, когда не вычеркнешь ни слова, ни такта, ни жеста.

Продумано и доведено до совершенства всё, от баланса звука до выдержанной в духе немецкого экспрессионизма сценографии Зиновия Марголина и световой палитры Александра Сиваева. "Кабаре" Евгения Писарева, думаю, не имеет конкурентов в борьбе за самые высокие театральные награды года, и горячий прием благодарного зрительного зала это удостоверяет.

Музыкальный театр