В качестве примера Верховный суд привел дело жителя Костромской области, некоего гражданина Б. В 2017 году он познакомился с прелестной гражданкой О., мастерицей будить лучшие мужские чувства: щедрость, любовь и благородство. Как у нее это получалось, загадка, но через некоторое время В. стал воспринимать ее проблемы как свои. А проблем было множество: выкидыш, ограбление, тяжелая болезнь, требующая лечения за границей и многое другое.
Чтобы нелегкая женская доля стала чуть менее тяжелой, а при удачном раскладе и чуть более счастливой, требовалось много денег. Столько, сколько может найти только влюбленный мужчина. И гражданин В. их нашел. Он заложил все свое имущество, включая квартиру и машину, взял кредит, продал акции. Но в итоге помог любимой рублем. Потому что для любящего мужчины нет большей радости, чем решить проблемы женщины.
А еще они расписались в ЗАГСе. На радостях. Правда, жить под одной крышей по какой-то причине не стали. Не успели съехаться. Видимо, деньги закончились раньше. Как только кошелек у В. опустел, исчезла и сказка. Вместе с женой. Впоследствии полиция выяснила, что О. была обычной мошенницей. Влюбленной, к тому же, в другого.
"В 2019 году в ходе следственных действий, проведенных в результате обращения Б. в полицию, было установлено, что О. была ранее судима за мошенничество, сведения об ограблении, о наличии тяжелого заболевания, лечении и беременности не соответствуют действительности, - говорится в обзоре судебной практики. - Все это время она проживала в городе, в котором проживал Б., с другим мужчиной в гражданском браке. В результате обмана Б. лишился всех своих сбережений и не имеет возможности возвратить денежные средства по кредитам".
Естественно, статуса жены О. лишилась: брак был признан недействительным. "Суд установил нарушение личного неимущественного права добросовестного супруга - отсутствие у другого супруга намерения создать семью - рядом обстоятельств: преследованием О. корыстных целей (использование чужих материальных средств), обманом относительно имеющейся у нее тяжелой болезни, появлением в будущем общего ребенка, а также невозможностью сохранения беременности" говорится в обзоре.
А ведь мужчина считал свой брак настоящим и тяжело переживал потерю "женой" ребенка (которого не было). Это значит, что женщина должна не просто вернуть все, что вытянула из мужчины, но и компенсировать ему моральные страдания. "Добросовестный супруг вправе требовать денежной компенсации морального вреда в связи с нарушением личных неимущественных прав или умалением других нематериальных благ", - говорится в обзоре судебной практики.
Как рассказал вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов, дела о признании брака фиктивным или недействительным рассматриваются не так часто и не у всех юристов в практике они встречаются, хотя их количество все равно достаточно большое.
"Мы считаем, что в целом, обобщение практики по каким-то не очень популярным направлениям судебной практики - это всегда очень важно, - говорит он - Ввиду ее относительной незначительности в количественном соотношении с другими делами информацию по такой категории дел достаточно сложно найти в общем доступе. Поэтому такие обзоры помогают как юристам, так и судьям, решить для себя какие-то спорные, вызывающие сомнение вопросы".
По его словам, интересное обобщение касается также вопроса о том, необходимо ли оспаривать брак по признакам недействительности в случае поддельности подписи одного из супругов или обоих в заявлении о регистрации брака и в актовой записи. "В этом случае судебная практика исходит из того, что указанное обстоятельство не относится к предусмотренным в пункте 1 статьи 27 СК РФ условиям, при нарушении которых брак может быть признан недействительным, и не затрагивает интересы супругов, поскольку в этом случае юридически брак не является состоявшимся, - говорит Никита Филиппов. - В связи с этим в данном случае правильным будет заявление требования об исключении актовой записи о регистрации брака, а не о признании брака недействительным".
В свою очередь, старший юрист практики разрешения семейных и наследственных споров Бюро адвокатов "Де-юре" Екатерина Булыгина отметила, что несколько разъяснений из обзора касаются оспаривания фиктивных браков. "Что свидетельствует о фиктивности брака? Согласно пункту 1 статьи 27 СК РФ брак признается недействительным, в частности, в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью, - говорит она. - Сразу возникает вопрос, что, по мнению законодателя, подразумевается под понятием семья и что свидетельствует о намерении ее создать? Попробуем разобраться. Понятие семьи имеется в ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", где закреплено что семья - это лица, связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Верховный Суд РФ в обзоре попытался обобщить признаки семьи, по которым суды в изученных делах определяли фиктивность брака".
По ее словам, к ним отнесены: совместное проживание, предполагающее ведение общего хозяйства. При этом временное непроживание супругов вместе в связи с работой, лечением, в силу других объективных факторов не рассматривается как отсутствие такового. "Также к признакам отнесены построение семейных отношений на основании духовно-нравственных начал и чувств; забота друг о друге; совместное решение основных вопросов жизни семьи; наличие взаимных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, взаимной ответственности, - продолжает Екатерина Булыгина. - Указанное обобщение Верховного Суда РФ поможет унифицировать подход судов к пониманию семьи, что будет способствовать единообразию судебной практики. Фиктивным браком могут быть признаны все случаи, которые не подходят под признаки семьи, определенные Верховным Судом РФ, за исключением, разумеется, каких-то частных случаев, при которых судам необходимо будет оценивать обстоятельства конкретного дела".