"Создание единой цифровой платформы здравоохранения сделало процесс получения медицинской помощи в Москве более быстрым и комфортным. Цифровые сервисы предоставляют пациентам широкие возможности для того, чтобы выстраивать взаимодействие с медучреждениями наиболее удобным способом. В частности, москвичи могут записываться на прием к специалистам удаленно, заранее передавать врачу жалобы на самочувствие с помощью чат-бота перед приемом, а после приема - всегда иметь под рукой свои медицинские данные благодаря электронной медкарте. Самым первым цифровым сервисом в здравоохранении, который появился уже десять лет назад, стала онлайн-запись к врачу. На сегодняшний день это один из наиболее востребованных цифровых сервисов у москвичей. Например, если два года назад жители столицы записывались к врачу через интернет только в половине случаев, то сейчас около 82% приемов в поликлиниках проводятся по предварительной онлайн-записи. Всего в 2022 году москвичи воспользовались цифровым сервисом более 100 миллионов раз. Такая популярность объясняется не только экономией времени по сравнению с другими способами записи к врачу, но и широким функционалом сервиса. Пациент может выбрать удобную дату и время посещения специалиста, при необходимости перенести прием, записать к врачу ребенка или сразу нескольких детей".
Благодаря цифровому сервису жители столицы могут записываться не только к участковому врачу и узкопрофильным специалистам, но и на лабораторные исследования по направлениям и вакцинацию. Также с января этого года москвичам с симптомами ОРВИ доступна онлайн-запись к дежурным врачам.
Как рассказали в столичном Департаменте информационных технологий, записаться в поликлинику через интернет горожане могут в любое время и с любых устройств. Чаще всего москвичи используют для этого мобильное приложение "ЕМИАС. ИНФО". Кроме того, онлайн-запись доступна через приложения "Госуслуги Москвы" и "Моя Москва", а также на порталах mos.ru и emias.info. Те жители столицы, которым неудобно пользоваться цифровыми сервисами, могут по-прежнему записаться к специалисту по телефону или непосредственно в поликлинике через информационный киоск.
После того, как человек записался к врачу, он может воспользоваться чат-ботом, ссылка на который придет в пуш-уведомлении. Цифровой помощник на основе искусственного интеллекта собирает данные о самочувствии пациента. Умные алгоритмы подбирают перечень вопросов о симптомах в зависимости от того, у какого специалиста планируется прием. В настоящее время воспользоваться чат-ботом можно после записи к хирургу, терапевту, гинекологу, оториноларингологу, офтальмологу и педиатру. Если пациент записался к врачу через мобильное приложение "ЕМИАС.ИНФО" или сайт emias.info, пройти опрос по сбору жалоб на самочувствие можно сразу после онлайн-записи.
Собранные жалобы автоматически загружаются в ЕМИАС, благодаря чему врач может ознакомиться с ними заранее, а на приеме уделить больше времени осмотру пациента, уточнению симптоматики и выработке тактики лечения. Чат-бот был запущен в феврале 2021 года, и за прошедшее время им воспользовались уже свыше 1,5 миллиона раз.
После посещения врача у пациента есть возможность просмотреть протокол осмотра в электронной медицинской карте - еще одном популярном цифровом сервисе Москвы. Она доступна пациентам на портале mos.ru и в мобильном приложении "ЕМИАС.ИНФО". На сегодняшний день оформлено более 17 миллионов электронных медкарт - они есть у всех, кто хотя бы раз получал медицинскую помощь в московских медучреждениях.
Помимо протоколов осмотра в электронной медкарте можно просматривать результаты лабораторных и инструментальных исследований (КТ, МРТ, флюорографии и других), историю вакцинаций, выписки из стационаров, действующие рецепты, данные о вызовах скорой помощи и многое другое. Также пациенты могут вносить в карту данные о личном и семейном анамнезе, вести Дневник здоровья, скачивать медицинские документы и добавлять свои.
Доступ к медкарте москвича есть у врачей городских поликлиник и больниц, подключенных к ЕМИАС, бригад скорой медицинской помощи, а также у медицинских работников школ и детских садов. Благодаря этому у специалиста под рукой всегда находится история болезни пациента, что позволяет повысить качество диагностики и лечения. Кроме того, с недавнего времени москвичи могут предоставить временный доступ к своей электронной карте врачам любых медицинских организаций - частных клиник, федеральных центров или региональных больниц. Изучить данные медики смогут в онлайн-формате по сгенерированной ссылке, но только с разрешения пациента, в установленный им временной период и только выбранные пользователем разделы. Это упростит получение медицинской помощи вне московской системы здравоохранения.
Москва уже более 10 лет занимается цифровизацией системы здравоохранения. Сейчас основа этого процесса - единая цифровая платформа здравоохранения, которую развивают комплекс социального развития Москвы и городской Департамент информационных технологий. Она обеспечивает персонифицированное ведение каждого пациента на всех этапах: от постановки диагноза и лечения до последующего наблюдения. Благодаря платформе все данные о состоянии здоровья горожан доступны в режиме онлайн как врачам, так и самим пациентам.