В проекте, который подготовили депутаты фракции "Справедливая Россия - За правду", отмечается, что существующий в настоящее время упрощенный и эффективный механизм блокировки телефонного спама реализован только для текстовых сообщений. В связи с этим предлагается распространить его действие на голосовые сообщения, рассылка которых "негативно воспринимается населением", полагает лидер фракции Сергей Миронов.
Данный законопроект станет рычагом управления системы предотвращения негативных последствий от спам-звонков, полагает Асия Мухамедшина, член ассоциации юристов России.
Распространение рекламы по телефонной связи регулируется статьей 18 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 года "О рекламе", где указано, что распространителю необходимо предварительное согласие от получателя телефонной рекламы, говорит Мухамедшина.
"Если же согласия не получено, то в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ рекламодателю придется оплатить штраф от 100 000 до 500 000 рублей", - напоминает она. По словам Мухамедшиной, сегодня норма против анонимных звонков фактически не работает, так как "выгода с обзвона гораздо выше, чем штраф", а кроме того, благодаря высоким технологиям подобные персонажи сохраняют анонимность.
Некоторые из опрошенных "Российской газетой" экспертов полагают, что предложенная мера в совокупности с законопроектом, повышающим до 1 млн рублей пошлину на лицензию для операторов связи, способны прекратить вал рекламных звонков.
"Сейчас пошлина на получение лицензии на услуги связи составляет 7,5 тысячи рублей. Предлагается повысить ее до 1 млн рублей. Увеличение стоимости лицензии приведет к значительному сокращению недобросовестных операторов связи и формированию надежных компаний, мотивированных на качественную и добросовестную работу", - пояснил заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов.
Значительное число небольших операторов связи, особенно в регионах, зарабатывают на предоставлении сомнительных услуг. Таких как пропуск подменных номеров или создание так называемых виртуальных мини-АТС, в которых нельзя идентифицировать личность абонента. Как рассказывают эксперты, после получения лицензии компания начинает вместе со спецслужбами прорабатывать планы установки специальной аппаратуры. Процесс может занять несколько лет, и все это время оператор работает. А когда приходит пора подключать систему, компания закрывается. И тут же недобросовестные коммерсанты открывают новую компанию. Все начинается с нуля, и на какое-то время мошенники опять получают возможность звонить без опаски.
Основными выгодоприобретателями от массированных спам-звонков являются банки, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
"Банки сегодня генерируют до 80% звонков. Мера заставит банки использовать один номер телефона, другие просто будут отключаться. Для банков ситуация, конечно, негативная. Это дешевый автоматизированный канал, который при массовом применении приносит им определенную выгоду", - уверен эксперт. Для отрасли подобное ограничение не станет проблемой, абоненты также не почувствуют какой-либо нагрузки после принятия законопроекта, уверен эксперт.
Скептически оценивает инициативу парламентариев глава ИА Telecom Daily Денис Кусков. Он полагает, что принятие закона, может быть, и поможет в чем-то, но корни проблемы совсем в другом.
"Проблема будет сохраняться до тех пор, пока у нас можно бесплатно без паспорта купить SIM-карту. С нее разослать все, что нужно, а когда ее отключат - поставить другую. Поэтому если мы не решаем вопросы в совокупности, то в общем-то ничего сдвинуться с мертвой точки не может", - убежден Кусков.
Абоненты сегодня могут выполнить несколько действий для того, чтобы защититься от спама. Во-первых, можно блокировать конкретные номера, с которых идет обзвон, при помощи стандартных инструментов телефонной книги смартфона. Во-вторых, есть специальные онлайн-сервисы и приложения, которые обеспечивают антиспам-защиту и определяют номера, которые замечены в спаме. Наконец, у многих операторов связи имеется услуга блокировка спам-звонков, ее также можно подключить.
Проблема непрошеных звонков касается не только рекламных сообщений. По статистике МВД, ущерб, связанный с заведомо ложными сообщениями о минировании торговых центров, больниц, школ и других объектов, с каждым годом возрастает и составляет сотни миллионов рублей в год.