29.12.2022 15:10
Культура

"Поразительным образом все совпало": Жена и сын Алексея Балабанова подвели итоги года

Текст:  Сусанна Альперина
2022-й год прошел для нашего кино и зрителя под знаком Алексея Балабанова. Обозреватель "РГ" попросила жену Алексея Балабанова Надежду Васильеву, известную кинохудожницу по костюмам, и сына Петра Балабанова, художника-постановщика в кино, подвести личные итоги года.
/ Алексей Даничев/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В уходящем году исполнилось 25 лет знаменитой картине Алексея Балабанова "Брат". Выход в повторный прокат фильмов "Брат" и "Брат-2" принес прекрасные результаты - зрители пошли снова смотреть фильм в кинотеатры. В выставочном пространстве "Севкабельпорт" в Санкт-Петербурге была организована выставка, посвященная Балабанову. В прокат вышел документальный фильм Любови Аркус "Балабанов. Колокольня. Реквием", который многие критики, в том числе и автор этих строк, назвали лучшим российским документальным фильмом года. Наконец, в Санкт-Петербурге провели новый "Балабанов-Фест". Об этих и своих личных достижениях за 2022 год рассказали жена и сын кинорежиссера.

/ Студия "Рок"/Архив Надежды Балабановой
Прямая речь

Надежда Васильева-Балабанова, художник по костюмам:

"В этом году поразительным образом все совпало. Выставку хотела куратор сделать ещё до пандемии. Я к этому относилась скептически и не верила, что все состоится. Петр же сразу включился и стал с организаторами работать. Я много лет вообще не подходила к архивам, но Петя меня уговорил. Так и получилось. На выставку я пришла одна, потихоньку, и поразилась, увидев ее масштаб. До сих пор не верю, что все удалось.

Почему мы до сих пор вспоминаем СССР с ностальгией. Интервью с кинорежиссером Кареном Шахназаровым

В этом году я сделала памятник. Долго думала какой сделать, чтобы Алеше понравился. Поехала в Псков и там нашла древние кресты. Так и придумала.

А Люба Аркус снимала фильм 9 лет, и только в этом году удалось его выпустить. Все как-то совпало, собралось вместе. И все собрались! Балабановские чтения и ретроспектива меня тоже удивили. Зал был заполнен, все вопросы задавали. Нас даже выгоняли охранники, потому что кинотеатр закрывался, и мы потом стояли на улице и продолжали разговаривать со зрителями. Это все удивительно было для меня.

Для меня этот год был очень насыщенным. Я не помню, чтобы работала сразу на двух картинах, еще и на сказках. Хорошо еще, что на проекте у нас два художника - мы смогли разъехаться по экспедициям. Сначала запустилась сказка "Летучий корабль", где Водяной грустит, что с ним никто не общается кроме лягушек (смеется). Следом - "щука поплыла" - "По щучьему велению" . Если учесть, что до этого была сказка про Конька-горбунка, то можно представить, как трудно было найти разные художественные решения русских сказочных героев, чтобы они были не одинаковые. Везде же есть цари, принцессы, злодеи, Иваны-Емели. На "Коньке-горбунке" помогла Индия со своими тканями с золотом, бархатами и вышивками. Девизом тогда был - "Русский лубок". Всякие русалки и русалы, волки, лисицы, другие животные и персонажи.

/ Студия "Рок"/Архив Надежды Балабановой
Что посмотреть на Новый год в онлайн-кинотеатрах

На сказке "Летучий корабль" решили девизом сделать Дымковскую игрушку. Поехали путешествовать и... оказались в городе Шуя, на фабрике ситца. Вот и решили создать ситцевую сказку. Художник-постановщик Сергей Февралев сидел как-то у нас на кухне, смотрел на вставленные в плитку изразцы и решил построить всю декорацию из изразцов. Ситец с воланами и оборками очень сочетался с изразцами. Около пятисот костюмов сшили из ситца. Когда закончился фабричный, мы перешли к печатанию своих принтов. Каждому герою придумали свой рисунок. Дворец получился зефирно-розовым, город - весь в яркий цветочек, а костюмы гостей, например - в жуках и других млекопитающих.

/ Студия "Рок"/Архив Надежды Балабановой

Еще был порт. Там и рыбачки, и рыбаки, и моряки одеты в тельняшки, полоски на которых состоят из... рыбок. "Летучий корабль" - очень яркая сказка, а "По щучьему велению" - нежная, пастельная, вся кружевная. Брали за основу старинное кружево и печатали с его орнаментом и плетением ткани. Костюм щуки состоял из огромного количества чешуек, напечатанных на 3D принтере. На "Летучем корабле" принт был четкий, бросающийся в глаза, городская сказка. А "Щука" - деревенская, с полустертым принтом, состаренная. Обе сказки должны выйти под Новый год. Но следующий. А еще я книжку дописала про костюмы. Смешную. Думаю, что книга выйдет к лету. Сейчас макет делает Арина Журавлева из журнала "Сеанс" и Аня Изакар из "Порядка слов" редактирует".

Петр Балабанов, художник-постановщик:

"У меня была в этом году премьера фильма "Миттельмарш" режиссера Сони Мелединой. Это - дебют студии "Рок", продюсер Алексей Учитель. Сметы на дебютах - мизерные. Главная декорация - это старинная оранжерея, давно заброшенная - в ней погиб отец главного героя. Нужно было снять и флешбэк с разрушением, и пожар, и его тушение водой, и дискотеку молодежную, и любовь двух молодых героев... Все - в ней. Строительство декораций оказалось очень дорогим. Пришлось искать подходящее пространство. С трудом нашли то, что понравилось и мне, и режиссеру. Это был старый завод в Сестрорецке - огромный, с двумя этажами. Чтобы превратить его в оранжерею, хоть и бывшую, нужно было опять решать денежный вопрос. Решение надо было придумать. Голь на выдумки хитра. Сама история была связана с охраной памятников архитектуры, и я решил все локации, и сам город, показать через ремонт. Вечный ремонт.... У нас же вечно либо плитку перекладывают, либо трубы меняют и все дороги разрывают, либо стены красят. Мы искали улицы со стройками, дома в лесах, затянутые сеткой, стены, расписанные граффити. И оранжерею всю окутали сеткой и полиэтиленом. Расписали стены граффити с друзьями, соединили классику с дискотекой. Навезли мха, выложили пол, отлили разбитые куски странных скульптур, поставили пальму, интересную разводку воды спаяли, искореженные теплицы соорудили из старых ванн и тележек. Выкрутились как-то. На экране не стыдно получилось.

А еще я написал сценарий короткометражки. Надеюсь когда то снять. Попробовать..."

/ Студия "Рок"/Архив Надежды Балабановой
Наше кино