При этом для полной загрузки СМП необходимо около 70 крупнотоннажных судов ледового класса.
- Атомфлоту переданы три атомных ледокола и строится еще три. Шесть судов аварийно-спасательного флота должны быть сданы в 2023 году, еще десять - в 2024-м. Нам предстоит ответить на новые вызовы, стоящие перед отраслью. Они касаются замещения комплектующих и судового оборудования, формирования суверенной ремонтной базы, развития контейнерных услуг, донастройки институтов фрахта и страхования, кадрового обеспечения, - заявил вице-премьер - министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Он подчеркнул, что для успешной добычи углеводородов на шельфовых месторождениях компаниям до 2030 года необходимо 237 единиц судов и морской техники, из них 36 относятся к крупнотоннажному судостроению. Строительством необходимых судов в стране занимаются 12 предприятий, в том числе и приморская верфь "Звезда".
Собственному флоту требуется максимум отечественного оборудования. В комплексную программу "Железнодорожное машиностроение и компоненты" планируется на ближайшие три года инвестировать 110 миллиардов рублей. Она направлена на большую суверенизацию железнодорожного подвижного состава с локализацией ключевых компонентов, включая импортозамещение дизельных двигателей, в том числе для судостроения и ряда других отраслей. Кроме того, в минпромторге предложили обязать госзаказчиков гражданских судов при выборе проекта учитывать использование отечественного оборудования.
Между тем масштаб поставленных задач таков, что без кооперации не обойтись.
- Приоритет отдается российским верфям, но нужна гибкость: нам требуется столько судов ледового класса, что промышленность ни одной страны не справится с таким заказом. Будем это делать в кооперации с дружественными государствами, - заявил глава минвостокразвития Алексей Чекунков, выступая на XII международном форуме "Арктика: настоящее и будущее".
В 2022 году грузоперевозки по Севморпути, по прогнозам, составят около 34 миллионов тонн (примерно на три процента меньше уровня 2021-го). По понятным геополитическим причинам просел транзит, вместе с тем выросло значение СМП как внутреннего транспортного коридора. Так, начались регулярные рейсы из Санкт-Петербурга до Владивостока, загрузка судна составляет более 90 процентов.
Общее финансирование программы развития Севморпути до 2035 года - около 1,8 триллиона рублей. Частные инвесторы вложат в развитие проектов, формирующих грузовую базу СМП, около 15,6 триллиона. Это обеспечит 28,5 триллиона рублей прироста ВВП и 16,3 миллиона рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.