29.12.2022 17:20
Общество

Творчество в мозаиках, монументальность эпох и материализация прошлого: Самые колоритные советские станции метро

Текст:  Кирилл Чмеленко
Метрополитен, пожалуй, можно смело назвать одним из наиболее заметных достижений Советского Союза: подземка прочно вошла в нашу повседневную жизнь, стала для многих незаменимым ориентиром в мегаполисах и значительно облегчила транспортное сообщение. Метро теперь воспринимают как данность, призванную помочь в передвижении по городу и сэкономить драгоценное время.
/ wikipedia.org
Читать на сайте RG.RU

На деле метрополитен - это отражение самой истории, кладезь тайн и загадок, место судьбоносных встреч и знакомств, а главное, средоточие архитектурных шедевров. По случаю столетнего юбилея СССР "РГ" предлагает подборку пяти самых ярких станций советских подземок.

1. "Комсомольская" - "парадные ворота" Москвы

"Комсомольская" Кольцевой линии Московского метрополитена уверенно и регулярно попадает во все топы самых запоминающихся станций метро на территории бывшего СССР. Такой беспрекословный авторитет объясняется в первую очередь историческими причинами - открытая в 1952 году, станция должна была стать зеркалом монументальности сталинской эпохи, прославить русское оружие и продемонстрировать неоценимый вклад страны в достижение победы над нацистской Германией.

Станция "Комсомольская" Московского метрополитена.

Особое внимание при ее строительстве уделялось мозаичным панно, которые, согласно поставленным задачам, выполняли историческую функцию. Основой для изображений послужила речь Сталина на параде 7 ноября 1941 года - знаковом в контексте всей Великой Отечественной войны событии. Тогда лидер Советского Союза для поднятия боевого духа солдат вспомнил о героях прошлого: Александре Невском, Дмитрии Донском, Кузьме Минине, Дмитрии Пожарском, Александре Суворове и Михаиле Кутузове. Именно их запечатлели на мозаиках "Комсомольской".

Правда, существовали еще три панно, которые несколько позже подверглись внешним изменениям - того требовали актуальная повестка советского государства и развенчание культа личности. Так, мозаика с изображением Парада Победы 24 июня 1945 года потеряла Сталина и членов Политбюро - вместо них появилась фигура Родины-матери. Панно, на котором был написан сюжет взятия Рейхстага, исправить не составило большого труда: со знамени убрали профиль вождя народов. Серьезные трудности возникли с мозаикой, на которой запечатлели выступление Сталина во время Парада 1941 года. В центре изображения возник Ленин, а вокруг него - отряды солдат периода Гражданской войны. Фактически панно воссоздали с нуля.

Дворцовую величественность "Комсомольской" придают мраморные колонны и путевые стены, декорированные лепниной своды и гигантские круглые люстры с хрустальными плафонами. Перспективу станционного зала дополняет и одновременно венчает бюст Ленина, расположенный на фоне позолоченного герба СССР.

Мозаичное панно на станции метро "Комсомольская" в Москве.

2. "Низами" - подземный музей Баку

Азербайджан также может похвастаться запоминающимся оформлением подземных станций. "Низами Гянджеви" представляет собой пример идеального сочетания архитектурных решений и художественных элементов. Станция бакинского метрополитена носит имя классика персидской поэзии, высоко почитаемого в стране - настолько, что 2021 год здесь был объявлен Годом поэта и мыслителя Низами Гянджеви.

Мозаичное панно на станции метро "Комсомольская" в Москве. / wikipedia.org

Ансамбль платформы создавали по проекту народного архитектора СССР Микаила Усейнова, и в общей композиции прослеживается идейное богатство национального зодчества Азербайджана. Две аркады, симметрично расположенные вдоль центральной оси станции, облицованы белым мрамором и гармонично "разбавляются" 18 мозаичными панно-сюжетами из культового произведения персидской литературы "Хамсе" ("Пятерица") за авторством Гянджеви. Автором изображений выступил народный художник СССР Микаил Абдуллаев.

К слову, интересный факт: в вагонах поездов, въезжающих на платформу, можно услышать фрагмент из романса "Без тебя" выдающегося композитора Узеира Гаджибекова на слова Гянджеви. Видимо, для того, чтобы дать пассажирам возможность в полной мере ощутить дух станции, тесно переплетенный с богатым культурным наследием страны.

Мозаичное панно на станции метро "Комсомольская" в Москве. / wikipedia.org

3. "Алишер Навои" - поэтичная станция Ташкента

Схожую с бакинской "Низами" концепцию можно обнаружить и в ташкентском метрополитене - на платформе "Алишер Навои". Но точки пересечения Азербайджана и Узбекистана касаются лишь общего подхода к тематическому обрамлению станции. В реализованных идеях и итоговом облике "Алишера Навои" обнаруживается неповторимое национальное достояние бывшей республики Советского Союза, отраженное в зодчестве и мозаичной живописи.

Даже на потолке станции угадываются поэтические образы. / wikipedia.org

Станция ташкентского метро названа в честь основоположника узбекской литературы и заметного государственного деятеля Алишера Навои, о творчестве которого напоминают станционные стены. На них установлены панно, иллюстрирующие различные эпизоды из фундаментального произведения Навои "Хамса". Узорчатые потолки и исламское декоративное искусство, представленное орнаментом гирих и ислими, дополняют общий композиционный стиль и по праву делают станцию шедевром узбекской архитектуры.

Общая перспектива станции "Алишер Навои". / wikipedia.org

4. "Золотые ворота" - воплощение Древней Руси

В киевском метрополитене в невероятных объемах концентрируется историческое прошлое. Так, станция "Золотые ворота", открытие которой произошло в 1989 году, архитектурно выбивается из типовой стилистики метро тех лет - здесь все дышит изысканностью: центральный и боковые залы соединяются колоннами с арочными проходами, а своды богато украшены мозаиками с ликами князей Киевской Руси XI-XIII веков. Освещают станцию аутентичные двухуровневые люстры.

Проходить через залы станции - все равно что путешествовать по истории России. / wikipedia.org

Географическая близость к Золотым воротам - памятнику оборонного зодчества из эпохи княжения Ярослава Мудрого - не только дала платформе название, но и обусловила необходимость отразить в оформлении станции храмовую архитектуру Древнерусского государства.

Оформление станции отражает храмовую архитектуру Древней Руси. / wikipedia.org

5. "Технический университет" - самобытная красота Тбилиси

Завершает подборку Грузия - первая страна на Кавказе, в которой построили метрополитен. "Технический университет", начало работы которой приходится на 1979 год, безоговорочно принадлежит к числу наиболее ярких советских станций. Отсутствие нарочито подчеркнутой изящности или чрезмерной торжественности продиктовано решением местных архитекторов визуальными средствами отыскать баланс между метрополитеном и природой.

Витражи и необычный потолок по-своему выражают красоту тбилисского метро. / wikipedia.org

Мастерски выполненные витражи повествуют о важнейших событиях в истории Грузии, а потолок утонченно инкрустирован небольшими пирамидами, что придает станции неповторимый шарм и положительно выделяет ее на культурной карте всего постсоветского пространства.

История Архитектура