На деле метрополитен - это отражение самой истории, кладезь тайн и загадок, место судьбоносных встреч и знакомств, а главное, средоточие архитектурных шедевров. По случаю столетнего юбилея СССР "РГ" предлагает подборку пяти самых ярких станций советских подземок.
1. "Комсомольская" - "парадные ворота" Москвы
"Комсомольская" Кольцевой линии Московского метрополитена уверенно и регулярно попадает во все топы самых запоминающихся станций метро на территории бывшего СССР. Такой беспрекословный авторитет объясняется в первую очередь историческими причинами - открытая в 1952 году, станция должна была стать зеркалом монументальности сталинской эпохи, прославить русское оружие и продемонстрировать неоценимый вклад страны в достижение победы над нацистской Германией.
Особое внимание при ее строительстве уделялось мозаичным панно, которые, согласно поставленным задачам, выполняли историческую функцию. Основой для изображений послужила речь Сталина на параде 7 ноября 1941 года - знаковом в контексте всей Великой Отечественной войны событии. Тогда лидер Советского Союза для поднятия боевого духа солдат вспомнил о героях прошлого: Александре Невском, Дмитрии Донском, Кузьме Минине, Дмитрии Пожарском, Александре Суворове и Михаиле Кутузове. Именно их запечатлели на мозаиках "Комсомольской".
Правда, существовали еще три панно, которые несколько позже подверглись внешним изменениям - того требовали актуальная повестка советского государства и развенчание культа личности. Так, мозаика с изображением Парада Победы 24 июня 1945 года потеряла Сталина и членов Политбюро - вместо них появилась фигура Родины-матери. Панно, на котором был написан сюжет взятия Рейхстага, исправить не составило большого труда: со знамени убрали профиль вождя народов. Серьезные трудности возникли с мозаикой, на которой запечатлели выступление Сталина во время Парада 1941 года. В центре изображения возник Ленин, а вокруг него - отряды солдат периода Гражданской войны. Фактически панно воссоздали с нуля.
Дворцовую величественность "Комсомольской" придают мраморные колонны и путевые стены, декорированные лепниной своды и гигантские круглые люстры с хрустальными плафонами. Перспективу станционного зала дополняет и одновременно венчает бюст Ленина, расположенный на фоне позолоченного герба СССР.
2. "Низами" - подземный музей Баку
Азербайджан также может похвастаться запоминающимся оформлением подземных станций. "Низами Гянджеви" представляет собой пример идеального сочетания архитектурных решений и художественных элементов. Станция бакинского метрополитена носит имя классика персидской поэзии, высоко почитаемого в стране - настолько, что 2021 год здесь был объявлен Годом поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
Ансамбль платформы создавали по проекту народного архитектора СССР Микаила Усейнова, и в общей композиции прослеживается идейное богатство национального зодчества Азербайджана. Две аркады, симметрично расположенные вдоль центральной оси станции, облицованы белым мрамором и гармонично "разбавляются" 18 мозаичными панно-сюжетами из культового произведения персидской литературы "Хамсе" ("Пятерица") за авторством Гянджеви. Автором изображений выступил народный художник СССР Микаил Абдуллаев.
К слову, интересный факт: в вагонах поездов, въезжающих на платформу, можно услышать фрагмент из романса "Без тебя" выдающегося композитора Узеира Гаджибекова на слова Гянджеви. Видимо, для того, чтобы дать пассажирам возможность в полной мере ощутить дух станции, тесно переплетенный с богатым культурным наследием страны.
3. "Алишер Навои" - поэтичная станция Ташкента
Схожую с бакинской "Низами" концепцию можно обнаружить и в ташкентском метрополитене - на платформе "Алишер Навои". Но точки пересечения Азербайджана и Узбекистана касаются лишь общего подхода к тематическому обрамлению станции. В реализованных идеях и итоговом облике "Алишера Навои" обнаруживается неповторимое национальное достояние бывшей республики Советского Союза, отраженное в зодчестве и мозаичной живописи.
Станция ташкентского метро названа в честь основоположника узбекской литературы и заметного государственного деятеля Алишера Навои, о творчестве которого напоминают станционные стены. На них установлены панно, иллюстрирующие различные эпизоды из фундаментального произведения Навои "Хамса". Узорчатые потолки и исламское декоративное искусство, представленное орнаментом гирих и ислими, дополняют общий композиционный стиль и по праву делают станцию шедевром узбекской архитектуры.
4. "Золотые ворота" - воплощение Древней Руси
В киевском метрополитене в невероятных объемах концентрируется историческое прошлое. Так, станция "Золотые ворота", открытие которой произошло в 1989 году, архитектурно выбивается из типовой стилистики метро тех лет - здесь все дышит изысканностью: центральный и боковые залы соединяются колоннами с арочными проходами, а своды богато украшены мозаиками с ликами князей Киевской Руси XI-XIII веков. Освещают станцию аутентичные двухуровневые люстры.
Географическая близость к Золотым воротам - памятнику оборонного зодчества из эпохи княжения Ярослава Мудрого - не только дала платформе название, но и обусловила необходимость отразить в оформлении станции храмовую архитектуру Древнерусского государства.
5. "Технический университет" - самобытная красота Тбилиси
Завершает подборку Грузия - первая страна на Кавказе, в которой построили метрополитен. "Технический университет", начало работы которой приходится на 1979 год, безоговорочно принадлежит к числу наиболее ярких советских станций. Отсутствие нарочито подчеркнутой изящности или чрезмерной торжественности продиктовано решением местных архитекторов визуальными средствами отыскать баланс между метрополитеном и природой.
Мастерски выполненные витражи повествуют о важнейших событиях в истории Грузии, а потолок утонченно инкрустирован небольшими пирамидами, что придает станции неповторимый шарм и положительно выделяет ее на культурной карте всего постсоветского пространства.