Их имен часто нет даже в "Википедии", зато в китайских словарях каждый из них удостоен отдельной статьи. Потому что многое успели для Поднебесной сделать. И потому что в судьбах их о геополитике и международных отношениях читается гораздо больше, чем в газетах первой половины XX века. Виктор Подгурски родился в Сибири, учился у Васнецова, после революции эмигрировал в Китай, где сначала изучил местные традиции и быт, а потом, став членом престижного Шанхайского арт-клуба, внес в китайские реалии русские акценты. Это Подгурский был одним из создателей первого памятника Александра Пушкина в Шанхае. После Великой Отечественной войны художник вернулся в СССР - тоска по родине оказалась сильнее тщеславия, хотя он прекрасно понимал, что умереть ему придется на окраинах империи, что наград и почестей больше не будет, предчувствовал живописец и то, что, скорее всего, его ждет арест… Все так и случилось, правда, арестовали сына.
Еще одна судьба. Яков Лихонос. Родом из Таганрога, был одним из тех, кто в первые годы эмиграции осваивал самый русский город Поднебесной - Харбин. Считался там одним из самых востребованных художников. Ему заказывали скульптуры для здания китайского Адмиралтейства, львов для Гидрографического департамента, барельеф для Гранд-театра, Лихонос расписал Айзис театр в Шанхае и еще множество зданий, писал интерьеры буддийских храмов… Так что, гуляя по Поднебесной, имейте ввиду, что здесь гораздо больше русского следа, чем во многих европейских странах. Наконец, Лихонос известен тем, что по его проекту возведен Свято-Богородицкий собор в Шанхае, на шанхайском кладбище художника и похоронили - в СССР он вернуться не успел.
Или вот еще одно знаковое имя. Николай Кощевский, еще ребенком переехал с родителями в Приморье. В 1922 году на станции Маньчжурия нелегально перешел границу, потом в его судьбе еще много будет этих границ - Европа, Австралия, после смерти Сталина - возращение на родину. К этому времени Кощевский уже известный живописец и портретист - его Бунин до сих пор украшает стены школьных кабинетов. А еще Твардовский и Терешкова, в Союзе мастерство эмигранта пришлось ко двору, эпоха требовала героев, помимо писателей и космонавтов Кощевский увековечил в красках и в камне рабочих и общественных деятелей. А скажи ему об этом лет на двадцать раньше, он бы не поверил, он, чьи работы скупали европейские галереи, на выставки которого выстраивались в очередь китайские города… Наконец, он чья картина "Человек из Шандуня" была признана одним из шедевров, созданных в Поднебесной в первой половине XX века.
Всего на выставке представлено более 70 оригинальных работ 28 представителей одной из наиболее плодотворных и талантливых диаспор русского зарубежья. Это далеко не все, что было создано эмигрантами, но организаторы постарались, чтобы у зрителя сложилось объективное представление о том, как жили и чем запомнились наши художники на Востоке. Всего же исследователи насчитывают в Китае более 300 видных деятелей художественной культуры из России.
"По сюжетному содержанию на выставке представлены различные аспекты жизни в Китае - богатая природа, красочные конфуцианские и даосские храмы, кумирни, крестьянские фанзы, колоритные портреты, а также театральная сценография как часть жизни русской общины в Китае, - говорят устроители экспозиции, - нельзя не отметить, что несмотря на все материальные сложности, красота природы и образов народной жизни, своеобразие и разноцветье традиционной культуры Китая делали эту страну землей обетованной для художников".
Кстати, важная деталь выставки. Многие картины расположены на красном фоне, что не столько подчеркивает эпоху, сколько доказывает, что искусство оставляет за скобками даже самые трагичные времена и всегда выходит на первый план.
С миром русских "китайцев" можно "встретиться" до 13 марта.