Да, святой праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец, а еще пророк, целитель болезней, причем, даже заочно - по письму или присланной телеграмме. И жертвователь, через руки которого проходило от 150 тысяч до 1 000 000 рублей в год. Защитник вдов и сирот. Устроитель жизни униженных и оскорбленных. Помощник в ситуациях самых, казалось бы, безысходных. Спаситель от отчаяния. Словом, ярчайшая фигура среди русских святых. Причем, произнося "русский святой" применительно к священнику из Андреевского храма в Кронштадте, надо помнить, что его помощь людям - как молитвой, так и прямым участием и деньгами, выходила за рамки национального.
Отец Иоанн помогал и православным, и мусульманам, и иудеям. "У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня нет своих денег. Мне жертвуют, и я жертвую. И даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне ту или иную сумму. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда, где эти деньги принесут пользу", - говорил батюшка. Касалось это и случаев исцеления болезней - спасал святой "и русского, и поляка, и немца, и татарина с евреем".
Стоит ли удивляться, что имя священника из Кронштадта еще при жизни гремело на всю Российскую Империю, вызывая, с одной стороны, почитание, вплоть до болезненного поклонения, с другой - ярую ненависть, зависть, издевательства, язвительные насмешки. Нам повезло, годы жизни святого - с 1829-го по 1908-ой - пришлись на времена, когда человечество научилось хранить личные дневники, поэтому мы можем, нет, не судить, разобраться, что же это за феномен - святой праведный Иоанн Кронштадтский, чудотворец при жизни. И почему по молитвам святому приходит помощь, исцеление, утешение и через столетье после его ухода в вечность.
Родился Иоанн Сергиев в бедной семье сельского дьячка. В роду святого было много священников, и он сам с детства явно тяготел к Богу. Когда мальчику исполнилось десять, родители, с трудом собрав необходимую сумму, определили его в Архангельское приходское училище. На первых порах учеба давалась юному Иоанну с трудом, но, по воспоминаниям самого святого, однажды после горячей молитвы, будто пелена спала с его глаз: книжные науки стали ему легки и понятны. Кстати, памятуя об этом эпизоде, святому молятся о детях, которые не хотят учиться или о тех, кому учеба дается с трудом.
После приходского училища была семинария и Санкт-Петербургская Духовная Академия, куда блестящий семинарист Иоанн Сергиев поступил на казенный счет. Далее юношеские мечты о монашестве, о том, как он станет проповедовать христианство в Китае. Однако, увидев, что жители столицы "знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии", кандидат богословия Иоанн Ильич Сергиев, взяв в жены дочь настоятеля Андреевского собора Кронштадта, начал свое служение в этом храме.
Момент, трудно понимаемый современным читателем: вступив брак, Иоанн Ильич уговорил супругу остаться девственниками - святой желал всего себя посвятить служению Богу и людям.
Кронштадт в то время представлял собой место административной высылки из столицы асоциальных личностей: бродяг, непомнящих родства, проституток, нищих. Как и семьи чернорабочих порта, весь этот люд ютился в лачугах. Пьянство, драки, разбой, попрошайничество, проституция, беспросветная нищета и болезни - вот что составляло жизнь обитателей портового городка. Здесь и начинает свою проповедь святой. Проповедь не только в прямом смысле - как речь, сказанную после богослужения.
Проповедь христианства как дела любви и заботы о самых отверженных. Отец Иоанн не только раздает весь свой заработок нуждающимся, он готов отдать и единственные сапоги, и одежду, он утешает отчаявшихся, сидит с больными, занимается детьми.
Позже священник построит знаменитый Дом Трудолюбия. Построит на собранные народом деньги. Тут будут мастерские, столовая, школа, приюты, библиотека. Конечно, святого сначала не понимали, безграничность его служения не принимали - и те, кому он помогал, и духовенство, не готовое к такой самоотверженности. Но шло время, и труды отца Иоанна, его молитвы меняли атмосферу не только в Кронштадте, но в и по всей России.
Вот что можно было прочитать в декабрьском номере газеты "Новое время" за 1883 год: "Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать искреннюю душевную благодарность протоиерею Андреевского собора, что в городе Кронштадте, отцу Иоанну Ильичу Сергиеву за оказанное нам исцеление от многообразных и тяжелых болезней, которыми мы страдали и от которых ранее не могла нас избавить медицинская помощь".
Публикация коллективного письма благодарности священнику в столичной газете была в те времена делом неслыханным. А тут еще и упоминание о каких-то исцелениях, произошедших вне медицины! Надо заметить, что церковные власти к чудесным исцелениям относилась крайне прохладно и истории о чудесах не приветствовались. Стоит ли удивляться, что заметка не понравилась обер-прокурору Священного Синода Победоносцеву, который потребовал провести расследование. Отца Иоанна вызвали в Петербург.
После изучения всех деталей дела и разговора с отцом Иоанном, Победоносцев, сменив гнев на милость, предупредил: "Вы, батюшка, высокую ноту взяли. Многие до вас эту ноту брали, но потом пришлось сфальшивить". "Не извольте беспокоиться, - услышал в ответ, - я не сфальшивлю, я донесу взятое до конца".
Легко мечтать о служении Богу и людям так, как требует того Евангелие, как ждет от нас Христос, но пронести этот подвиг служения через всю жизнь дано не всякому. Одного желания тут недостаточно, нужно каждодневное обращение к Божьей помощи, нужна помощь Божьей благодати.
Отец Иоанн с раннего утра молится, затем служит Божественную литургию, каждый божий день, после посещает нуждающихся, потом снова молитва, чтение Библии, короткий сон. И так пятьдесят три года, не обращая внимания ни на хулу и ненависть непонимающих, ни на растущую, превосходящую все мыслимые пределы, славу. Ни на болезни. Молитва, постоянная обращенность к Богу, прямое следование Божьим Заповедям - вот источник его чудотворения, причина его даров - целительства, прозорливости, пророчества.
В молитве, обращенной к святому праведнику Иоанну Кронштадтскому, его так и называют: "великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне", то есть "великий чудотворец и угодник Божий, богоносный отец Иоанн". А богоносцами в Церкви называют святых подвижников, всей своей жизнью воплощающих евангельские заповеди любви к Богу и к ближним.
"Вся сила отца Иоанна Кронштадтского заключалась в его истинной, живой, деятельной вере во Христа Спасителя и Его учение, в полном проникновении этим учением, ставшим его родною стихией, истинной жизнью, а не простым и холодным знанием…", - рассказывал епископ Арсений (Жадановский), современник святого.
Это была вера не книжная, не на словах, это было постоянное стремление каждым часом и днем своей жизни, каждым поступком, каждой мыслью жить по Евангелию, так, что вслед за апостолом он мог бы сказать "уже не я живу, но живет во мне Христос". Поэтому святой стал тем светоносным проводником, что несет нашу боль, наши нужды, наши молитву ко Христу, становясь нашим заступником, нашим ходатаем перед Богом.
Одна из молитв отца Иоанна, оставленная нам, звучит так:
"Господи! Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня заблуждающаго человека.
Имя Тебе - Сила: подкрепи меня изнемогающаго и падающаго.
Имя Тебе - Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями.
Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою.
И Имя Тебе - Милость: не переставай миловати меня".