Отношения Туркменистана и Китая имеют многовековую историю. На всем ее протяжении между нашими народами происходил благотворный процесс взаимного познания, проникновения культур, традиций, мировоззрений. "Великий Шелковый путь", соединявший наши страны, был мостом не только взаимовыгодного торгового обмена, но и широкого цивилизационного общения. Мы, наследники и продолжатели этого уникального опыта, в нынешних условиях строим свои связи, развиваем сотрудничество, обеспечиваем преемственность наших отношений.
В современных условиях наличие объективных взаимных интересов позволяет Туркменистану и Китаю успешно наращивать партнерство в контексте реализации упомянутых стратегий.
Обе они призваны дать мощный стимул экономическому развитию в Евразии, объединяя огромные пространства от Тихого до Атлантического океана на современных принципах, формируя связанные между собой производственные и технологические циклы и промышленные пояса, содействуя решению многих социальных проблем, повышению качества жизни и благосостояния народов.
Наши государства могут гордиться достигнутым уровнем взаимного доверия и понимания. Налажены эффективные механизмы сотрудничества в самых разных сферах, создана солидная правовая база, осуществляются плодотворные контакты на правительственном уровне, ширятся связи между предпринимательскими структурами, общественными организациями, деятелями культуры и науки, по партийной и парламентской линиям.
Идет живой, творческий процесс сближения двух государств и народов, упрочения фундамента дружбы и сотрудничества на десятилетия вперед.
Сегодняшнее содержание туркмено-китайских отношений обусловлено полным взаимопониманием как во взглядах на приоритеты и перспективы двустороннего партнерства, так и на тенденции глобального развития. Важнейшим фактором этого является близость или совпадение наших подходов к проблемам обеспечения всеобщей стабильности и безопасности, противодействия политическому, национальному и религиозному экстремизму, террористическим угрозам.
Вместе с Китаем мы выступаем за равноправие и справедливость в международных делах, за осуществление Целей устойчивого развития, поддерживаем предпринимаемые мировым сообществом меры по эффективному ответу на глобальные вызовы.
В сентябре 2013 года, подписав Совместную декларацию об установлении отношений стратегического партнерства, мы перешли на новую, более высокую ступень сотрудничества. Этот документ составляет опорный каркас отношений Туркменистана и Китая, определяет характер, направленность и содержание двусторонних связей.
И здесь я бы хотел особо отметить поддержку, которую оказывает КНР Туркменистану на международной арене, тем инициативам, с которыми наша страна выступает в Организации Объединенных Наций. В свою очередь Туркменистан всегда четко и недвусмысленно формулирует свои подходы к актуальным для наших китайских партнеров вопросам, в том числе касающимся территориальной целостности и единства Китайской Народной Республики. Мы твердо придерживаемся политики "одного Китая", выступаем против любых проявлений сепаратизма.
Считаю также необходимым констатировать общность наших позиций по таким важным проблемам, как нераспространение оружия массового поражения, реформирование ООН и ее Совета Безопасности, мирное возрождение Афганистана, принятие действенных мер по обеспечению энергетической и экологической безопасности.
Особое место в повестке туркмено-китайского диалога занимает обсуждение ситуации в Центральной Азии. Здесь базовые установки наших стран также близки: и Туркменистан, и Китайская Народная Республика выступают за создание в регионе прочной системы безопасности, основанной на многостороннем балансе интересов и приверженности политико-дипломатическим методам решения возникающих проблем. В этих вопросах и Туркменистан, и Китай выступают как ответственные члены мирового сообщества, вносят немалый практический вклад в создание региональных механизмов взаимодействия. В этой связи хотел бы особо отметить конструктивную роль Китая в региональных процессах как политических, так и экономических, взвешенность и сбалансированность его подходов к вопросам сотрудничества в Центральной Азии.
Убежден, что краеугольным камнем нового облика геоэкономики на нашем континенте должна стать диверсификация сотрудничества. Это объективный процесс, и в нем любые конструктивные идеи, стратегии и инициативы призваны дополнять друг друга на основе сочетаемости интересов и долгосрочных целей. В этом контексте считаю, что проект "Возрождение Великого Шелкового пути" по своей философии и геоэкономическому смыслу сопрягается с китайской глобальной инициативой "Один пояс, один путь".
Важнейшим приоритетом сотрудничества Туркменистана и КНР является топливно-энергетическая сфера. Что, конечно, объяснимо: наши государства обладают здесь огромным потенциалом. Свидетельством тому стало строительство и ввод в эксплуатацию в конце 2009 года стратегического газопровода Туркменистан-Китай.
Осуществление этого проекта явилось примером подлинно партнерских отношений, основанных на равноправии, осознании обоюдных преимуществ, на масштабном видении перспектив и возможностей, которые открылись с началом работы газопровода. Это и реальное, практическое воплощение цели обеспечения баланса интересов всех участников трубопроводных энергопроектов - и производителей, и транзитеров, и потребителей.
Сегодня мы работаем над вопросами увеличения объемов поставок туркменского природного газа с учетом возрастающих потребностей экономики КНР и возможностей ресурсной базы Туркменистана.
В этой связи готовы к предметному обсуждению возможностей строительства 4-го трубопроводного маршрута из Туркменистана в Китай.
Большое значение обе стороны уделяют развитию транспортного сотрудничества. Здесь мы рассматриваем Китай как важнейшего партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом с учетом того, что именно это направление сегодня является стратегическим приоритетом всей нашей внешнеэкономической политики.
В настоящее время Туркменистан совместно с партнерами создает разветвленную сеть транспортно-транзитной и логистической инфраструктуры комбинированного типа по линии Восток-Запад и Север-Юг.
В перспективе она будет включать в себя транзитные коридоры, выходящие на регионы Каспийского моря, Черноморского бассейна, Балтии. Это открывает оптимальный сухопутный путь на европейские и ближневосточные рынки через территорию Центральной Азии из Азиатско-Тихоокеанского региона. Убежден, что в этом сегменте для Туркменистана и Китая открываются огромные возможности для сотрудничества. Что представляется особенно актуальным в связи с реализацией в Туркменистане крупных национальных проектов в транспортной, коммуникационной сферах, в реконструкции береговой инфраструктуры на Каспийском море.
Наши усилия должны быть направлены на достижение тех целей, о которых мы говорим с китайскими партнерами, а именно: полное раскрытие потенциала перевозок из Китая через Туркменистан в Европу, на Ближний Восток всеми видами транспорта, включая железные и автодороги, авиасообщение, другими инфраструктурными системами. Эти системы также должны включать логистические терминалы в узловых пунктах, одним их которых может стать порт Туркменбаши на Каспийском море.
Все эти вопросы плодотворно обсуждаются в рамках Туркмено-Китайского комитета по сотрудничеству, на заседании которого в ноябре 2021 года было подписано 5 документов, в том числе упомянутая вами Программа сотрудничества между Правительством Туркменистана и Правительством Китайской Народной Республики сроком на 5 лет. Рассматриваем эту Программу, принятую по инициативе Председателя КНР Си Цзиньпина, как прочную основу для дальнейшего продвижения вперед.
Китаю удалось добиться выдающегося результата - преодолеть бедность, и сегодня ваша страна уверенно идет к созданию государства всеобщего благосостояния.
Нет никакого сомнения, что такие грандиозные успехи стали возможными благодаря политической воле, решимости и безошибочному стратегическому курсу, разработанному Коммунистической партией Китая, при поддержке и понимании со стороны китайского народа.
Мудрость и дальновидность руководства КПК позволили стране встать на путь национального возрождения и процветания, идти по нему последовательно и неуклонно, в обстановке стабильности, уверенности в своих силах.
Неслучайно, что внутренняя и внешняя политика Компартии Китая снискала вашей стране огромный авторитет и уважение в мире, поддержку подавляющего большинства государств планеты, в том числе Туркменистана.
Председатель КНР Си Цзиньпин, безусловно, является одним из самых выдающихся и масштабных государственных и политических деятелей современности. С его именем связана целая эпоха в истории китайского народа, олицетворяющая политическую, экономическую и технологическую мощь современного Китая, принципиальность и твердость в отстаивании национальных интересов страны на международной арене, ответственность и дальновидность во взаимоотношениях с другими государствами.
И пользуясь случаем, я бы хотел выразить большую признательность Председателю КНР за его неоценимый вклад в развитие стратегического партнерства с Туркменистаном, постоянную заботу и внимание к отношениям с нашей страной.
Закономерно, что в Концепцию Председателя Си Цзиньпина "Построение Сообщества единой судьбы человечества" включено Сообщество единой судьбы Китая и Туркменистана. Это очень емкая и глубокая формула. Она отражает общность наших государств в видении своих стратегических приоритетов развития, подходов и целей в построении справедливого миропорядка, опирающегося на равноправие, уважение, невмешательство, утверждение понятных и нерушимых принципов, основанных на ответственности каждой страны за судьбы всего человечества. Миропорядка без разделительных линий, искусственных цивилизационных разломов, узко понятых национальных или групповых интересов.
Концепция "Построение Сообщества единой судьбы человечества" в этом смысле предоставляет огромные возможности для развития двусторонних отношений между Туркменистаном и Китаем в деле обеспечения мира и безопасности на планете, создает базисные предпосылки для эффективной совместной работы на международной арене по повестке Устойчивого развития, успешного преодоления новых угроз и вызовов.
Инициатива Туркменистана и инициативы Председателя КНР, по сути своей, имеют общую мировоззренческую и политическую основу. В них заложен призыв ко всем странам, руководителям трезво и ответственно осмыслить реалии современного мира, задуматься над тем, к чему может привести дальнейшая эскалация и военно-политическое соперничество, осознать, что человечество подошло к опасной черте, за которой последует слом всей архитектуры глобальной безопасности с непредсказуемыми последствиями.
Инициативы Туркменистана и Китая продиктованы прежде всего заботой о миллионах далеких от политики простых людей, которым нужны мир, стабильность, возможность работать, гарантии спокойного, мирного будущего. Актуальность наших инициатив, по-моему, уже очевидна.
Туркменистан вместе с Китаем сегодня делают все возможное, чтобы эти понятия стали определяющими факторами международной и региональной политики, создавали условия для отхода от упомянутой опасной черты и принятия ответственных решений только по мирному, политико-дипломатическому урегулированию конфликтов и противоречий. Разумеется, на принципах равноправия и уважения законных интересов сторон.