А агрегаторы перестанут быть просто досками объявлений. Их обяжут нести ответственность за перевозки. Но - в небольшом количестве.
Закон о такси четыре года прорывался сквозь различные коридоры власти. Он вводит регулирование деятельности агрегаторов, их правоотношений с перевозчиками легковым такси и пассажирами.
Ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП, распределяется между участниками перевозки, пояснили в минтрансе.
Агрегаторы стали драйвером развития рынка в последнее время. Но их деятельность и правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами до последнего времени не была урегулирована. Так что принятия этого закона ждали. Документ прежде всего направлен на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси, отмечают в Министерстве транспорта Российской Федерации.
Федеральный закон вводит ряд принципиально новых положений. В частности, устанавливается возможность получения разрешения на перевозку легковым такси самозанятыми лицами. "Это позволит легализовать деятельность водителей, работающих сейчас в серой зоне", - подчеркивают в министерстве. По экспертным оценкам, сейчас полулегально работают около четверти всех водителей легкового такси.
Также впервые определяются права, обязанности и устанавливается ответственность служб заказа легкового такси - агрегаторов. Запланирован переход к реестровой модели предоставления государственных услуг с цифровизацией процедур допуска к перевозкам легковым такси и контроля за такими перевозками. Будут созданы три региональных реестра такси: реестр служб заказа такси, реестр перевозчиков легковыми такси и реестр легковых такси. Также планируется создание федеральной государственной информационной системы легковых такси, поясняют в минтрансе.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Некоторые положения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
По мнению эксперта, имеющего прямое отношение к таксомоторным перевозкам, закон очень правильный. Хотя требует отдельных законодательных актов. Как сообщил "РГ" руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, предстоит переформатировать базу данных, реестров, агрегаторы должны перестроить свою работу. Абсолютно новая система ответственности устанавливается этим законом.
Участие в работе такси самозанятых также вызывает вопросы. Каким образом это практически реализовать?
Они должны договоры заключить, которых раньше не было? Медосмотр проводить перед рейсом как они будут? Очевидно, чтобы всю систему запустить, потребуются подзаконные акты.
По мнению правозащитницы Елены Гращенковой, которая прославилась своей борьбой с агрегатором такси за возмещение ущерба, закон несовершенен. Его 29-я статья по своей сути противоречит закону о защите прав потребителей. Согласно этому закону, не важно, кто произвел отравленное молоко, поступившее в супермаркет. Важно, кто его продал. Но закон о такси переворачивает всю эту схему с ног на голову.
Ответственность агрегатора в законе предусмотрена. Но доказать ее будет крайне сложно.