Теперь на стороне огнеборцев стоит два понятия, которые введены в закон, - это "оправданный риск" и "крайняя необходимость".
Ранее такие понятия также существовали, но их формулировки были размытыми. Было не всегда понятно, виновен ли тот или иной руководитель, посылая подчиненных, скажем, на крышу горящего здания, склада или внутрь полыхающего торгового центра.
Теперь же в законе сказано, что пожарные "могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения пожара или их гибель..."
Как сообщили в пресс-службе МЧС, отныне поправки в федеральный закон исключают правовую неопределенность понятий "оправданный риск" и "крайняя необходимость". А также устанавливают границы наступления ответственности личного состава пожарной охраны за действия при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Это позволит начальникам и самим пожарным легче идти на риск в условиях особо сложных пожаров в надежде использовать даже малейший шанс на спасение людей.
Во многих других странах такой практики, к слову, нет. Скажем, в США пожарным запрещено рисковать собой и своими подчиненными, если здание уже охвачено огнем. Там считается, что страховка все покроет, а если кто и пострадает или погибнет, так это не приведет к привлечению пожарных к суду за бездействие.
У нас же риск оправдан. Только за последние 5 лет при тушения пожаров личным составом подразделений пожарной охраны было спасено и эвакуировано около 1 миллиона человек. Но действия пожарных почти всегда выходят за рамки требований обеспечения безопасных условий труда, а потому риск и должен был быть узаконен.