Это, видимо, должна быть гибкая и адекватная времени система инновационных кластеров со своими учеными и попечительскими советами. И, очень важно, с работающим социальным лифтом, иначе все может уйти в очередную болтологию. Всем же ясно - для того, чтобы наращивать вдумчивый, компетентный и активный человеческий капитал, нужен интеллектуальный прорыв и даже слом. А если все будут собираться, чтобы повязывать друг другу галстуки, будет очень мило, но бессмысленно. Мозги должны продуцировать новые мозги. Желательно в большем количестве, по экспоненте. Особенно, мне кажется, это важно для сложных регионов, где есть экономические и социальные сложности.
Ну а лозунги? Я за доброту. Я за взаимопомощь. За честность. За сострадание. За упорную работу. За межнациональный мир. Но вот в чем проблема: об этом очень много говорили на пионерских сборах, а когда рухнул Советский Союз, все закончилось страшным бандитизмом и агрессией в обществе. Куда-то вся мораль исчезла.
Нам кажется, если, сидя в уютных кабинетах, мы будем внушать молодежи: будь другом, будь добрым, будь таким или сяким, она послушается. Но ей нужен интерес и драйв. В конце концов, Советский Союз развалился потому, что базис состоял из унылых городов и серого будущего. Все остальное - надстройки. Я думаю, что найти правильные слова для молодого поколения может только молодое поколение. Нельзя говорить с людьми 21 века на языке 19 века и даже конца 20-го. Поймите, идеология страны не про то, что мы очень хорошие, добрые и лучше всех. А про то, как занять свое место в профессии, как жить здесь и сейчас интересной насыщенной жизнью. Как развиваться, чувствуя органическую связь со своей страной, историей и с народом. А народ, по чьему-то меткому выражению, это и есть общая судьба. Вот что должно быть сформулировано. Невозможно доказать человеку в 18 лет, что условный Лос-Анджелес хуже, чем Челябинск или какой-то другой город. Лучше доказывать, что Нижний Новгород круче Чикаго, потому что там комфортнее жить и работать, интереснее реализовываться. Идти от позитивной повестки. Не потому, что "они" плохие, а "мы" хорошие. Нет, так не работает. Это конкурентная среда, среда интернета и мгновенной связи. Вы можете включить вэб-камеру и увидеть, что происходит за 10 тысяч километров. Поэтому слова, которыми мы должны говорить с новым поколением, должны быть реальными, а не выдуманными. Ведь все легко проверить, мир открыт. Не будут молодые слушать бубнеж про какие-то лозунги. Их интересует своя судьба.